+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Порядок установления опеки над недееспособным гражданином 2019 год

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПАТРОНАЖА НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ И УСТАНОВЛЕНИЯ ОПЕКИ НАД ГРАЖДАНАМИ ПРИЗНАННЫМИ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ.

Данная инструкция регулирует порядок установления опеки над недееспособными гражданами и патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, прекращения патронажа и опеки, распоряжения имуществом подопечных, осуществления контроля за выполнением опекунами и помощниками обязанностей.

Основные понятия, используемые в настоящем положении

Под патронажем в силу ст. 41 ГК РФ следует понимать регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья: тяжелая болезнь, физические недостатки, преклонный возраст. Наличие у гражданина, нуждающегося в помощи, детей или других родственников обязанных по закону оказывать ему поддержку и материальную помощь, не является препятствием для установления патронажа.

Подопечные, находящиеся под патронажем – совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа.

Помощники – совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и исполнять свои обязанности.

Опека назначается над совершеннолетними гражданами признанными решением суда недееспособными.

Опекуны — совершеннолетние дееспособные лица, назначенные органом опеки и попечительства законными представителями недееспособного гражданина для защиты их прав и законных интересов и совершения в интересах опекаемого лица юридических действий.

Органы опеки и попечительства – органы местного самоуправления, на которые постановлением главы муниципального образования возложены государственные полномочиями по организации и осуществлению опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами.

Отдел опеки и попечительства осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами, структурными подразделениями Администрации района, муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями, муниципальными образованиями поселений, входящих в состав Ямальского района.

При осуществлении своей деятельности отдел опеки и попечительства руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом РФ, Семейным Кодексом РФ, Трудовым Кодексом РФ, Жилищным Кодексом РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами федеральных и окружных органов исполнительной власти, Уставом Ямало-Ненецкого автономного округа, законами ЯНАО, Уставом муниципального образования Ямальский район, решениями Районной Думы, постановлениями и распоряжениями Главы муниципального образования Ямальский район, Положением об отделе опеки и попечительства.

Основной задачей органа опеки и попечительства является защита имущественных и личных неимущественных прав совершеннолетних граждан, признанных решением суда недееспособными и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.

Отдел опеки и попечительства выполняет следующие функции:

1) осуществление выявления совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки, попечительства или патронажа;

2) подача в суд заявления о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности гражданина, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

3) установление опеки или попечительства над недееспособными и ограниченно дееспособными гражданами, назначение помощника совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (далее — совершеннолетние дееспособные граждане), на основании заключенного между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов недееспособных граждан, попечителей ограниченно дееспособных граждан, организаций и учреждений, в которые помещены недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;

5) освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных, на отказ от наследства, когда наследником является недееспособный или ограниченно дееспособный гражданин, а также разрешения на отчуждение жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных, а также безвестно отсутствующих граждан;

8) осуществление контроля за исполнением обязанностей доверительными управляющими имуществом подопечных, а также безвестно отсутствующих граждан;

9) представление интересов недееспособных лиц, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, если действия опекунов по представительству интересов подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных, а также в случаях, когда опекуны не осуществляют защиту интересов подопечных;

10) осуществление подбора лиц, способных к выполнению обязанностей опекунов (попечителей) в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан;

11) передача при перемене места жительства лица, находящегося под опекой, попечительством или патронажем, всей информации о таком лице в орган опеки и попечительства по новому месту жительства в срок не позднее семи рабочих дней с момента фактической смены места жительства лица. До подтверждения получения указанной информации о таком лице органом опеки и попечительства по новому месту жительства обязанности органа опеки и попечительства сохраняются;

12) рассмотрение обращений граждан по вопросам установленной компетенции и принятие по ним необходимых мер;

13) участие в качестве законного представителя лица, при отсутствии близкого родственника, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в уголовном деле на основании постановления следователя либо суда;

14) осуществление контроля за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещение находящегося под патронажем совершеннолетнего дееспособного гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора, доверительного управления имуществом или иного договора.

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПАТРОНАЖА.

Совершеннолетний дееспособный гражданин, нуждающийся по состоянию здоровья в патронаже, подает заявление (приложение№ 1) и документы в отдел опеки и попечительства Администрации муниципального образования Ямальский район.

К заявлению прилагаются следующие документы:

    паспорт; медицинское заключение лечебного учреждения о состоянии здоровья гражданина; документы о принадлежности имущества гражданина;

В заявлении о необходимости оформления попечительства в форме патронажа может быть указан потенциальный помощник. В случае если в заявлении о необходимости установления попечительства в форме патронажа не указан потенциальный попечитель, орган попечительства подбирает попечителя с учетом его личных и нравственных качеств, а также возможности исполнения им обязанностей помощника.

Помощник представляет следующие документы:

    заявление о согласии исполнения обязанностей помощника; паспорт; справка с места работы (учебы) с кратким указанием (описанием) характера работ (наличие командировок, их продолжительность и другие факторы, которые могут затруднить или способствовать исполнению попечительских обязанностей; справка о состоянии здоровья попечителя (приложение№ 3);

Отдел опеки и попечительства, принявший заявление об установлении патронажа, проводит обследование материально-бытового положения лица, нуждающегося в патронаже, на основании которого составляет акт.

Учет и регистрация заявлений на установление попечительства в форме патронажа ведется органом попечительства в журнале установленной формы (наряд № 02-07) по учету совершеннолетних граждан нуждающихся в опеке и патронаже и журнале учета кандидатов в опекуны и помощники (наряд № 02-06).

Решение об установлении патронажа принимается отделом опеки и попечительства в соответствии с пунктом 1 статьи 41 Гражданского кодекса Российской Федерации не позднее 1 месяца со дня подачи заявления об установлении попечительства в форме патронажа и оформляется постановлением главы муниципального образования.

Постановление об установлении патронажа направляется в Управление по труду, социальной защите и обеспечению населения Администрации муниципального образования Ямальский район, Государственное учреждение отдел Пенсионного Фонда РФ по Ямальскому району ЯНАО. Копии постановления выдаются на руки подопечному и попечителю.

В случае отказа в установлении патронажа заявитель извещается об этом в течении 10 дней.

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ОПЕКИ НАД ГРАЖДАНИНОМ ПРИЗНАНЫМ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ НЕДЕЕСПОСОБНЫМ.

Гражданин может быть признан недееспособным только на основании решения суда. Решение суда о признании гражданина недееспособным служит основанием для назначения ему опекуна.

Опекун недееспособного гражданина является его законным представителем, защищает его права, совершает в его интересах юридические действия. Сделки самого недееспособного ничтожны.

Назначение опеки над недееспособными гражданами осуществляется в течение 1 месяца с момента получения решения суда о признании гражданина недееспособным.

Гражданин подает заявление в орган опеки и попечительства о назначении его опекуном над признанным в судебном порядке недееспособным гражданином.

Это интересно:  Решение о признании гражданина недееспособным принимает 2019 год

К заявлению прилагаются следующие документы:

    заявление о согласии исполнения обязанностей опекуна; паспорт; справка с места работы (учебы) с кратким указанием (описанием) характера работ (наличие командировок, их продолжительность и другие факторы, которые могут затруднить или способствовать исполнению опекунских обязанностей; справка о состоянии здоровья опекуна (приложение № 2); акт обследования жилищно-бытовых условий опекаемого лица.

РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ПОДОПЕЧНОГО.

Попечитель, его супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с самим подопечным, а также представлять его интересы при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом попечителя и их близкими родственниками.

Граждане, находящиеся под патронажем, являются полностью дееспособными, они вправе самостоятельно совершать все необходимые сделки по управлению своим имуществом и доходами.

Попечитель оказывает необходимую помощь и содействие на основе поручений, установленных в результате заключения договора поручения. Управление имуществом подопечного осуществляется попечителем на основе договора с подопечным о доверительном управлении имуществом.

ИСПОЛНЕНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЕМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.

Обязанности по патронажу исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Опекуны и помощники обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.

Опекуны и помощники оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотребления со стороны третьих лиц.

Опекуны и помощники обязаны извещать отдел опеки и попечительства о перемене места жительства подопечного совместно с опекуном или помощником, самого опекуна или помощника, и подопечного.

Для осуществления своих обязанностей опекун или помощник не обязан совместно проживать со своим подопечным.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕКУНОВ ИЛИ ПОМОЩНИКОВ И ОБСЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ПАТРОНАЖЕМ

Отдел опеки и попечительства ведет учет лиц, в отношении которых установлена опека и патронаж, и осуществляет защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных.

Плановые проверки условий проживания подопечных граждан и надзор за деятельностью опекунов и помощников проводятся два раза в год.

По результатам обследования составляется акт в двух экземплярах, который заверяется личными подписями лиц, проводивших обследование, один экземпляр приобщается к личному делу подопечного, второй экземпляр выдается на руки опекуну или помощнику.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЛИ ОТСТРАНЕНИЕ ОПЕКУНОВ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ИМИ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ.

Опекуны освобождаются от исполнения своих обязанностей при наличии уважительных причин: болезнь, отсутствии взаимопонимания с подопечным и т. д., при помещении подопечного на постоянное место жительства в соответствующее лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение, если это не противоречит интересам подопечного. Опекун может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.

Опекун может быть отстранен от исполнения им своих обязанностей в случаях ненадлежащего выполнения им возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им попечительства в корыстных целях, а также при оставлении подопечного без необходимого ухода и помощи.

Решение об освобождении или отстранении опекуна от исполнения им своих обязанностей принимается отделом опеки и попечительства в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и оформляется постановлением Главы муниципального образования.

Постановление об освобождении или отстранении опекуна от исполнения своих обязанностей направляется заинтересованным лицам и приобщается к личному делу подопечного.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ФОРМЕ ПАТРОНАЖА.

Попечительство в форме патронажа прекращается:

    по требованию гражданина, находящегося над патронажем (независимо от мотивов этого требования); в случае смерти лица, находящегося под патронажем.

Решение о прекращении попечительства в форме патронажа по требованию гражданина принимается органом попечительства в соответствии с пунктом 4 статьи 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и оформляется распоряжением Главы муниципального образования.

Распоряжение о прекращении патронажа направляется заинтересованным лицам и приобщается к личному делу подопечного.

Начальнику отдела опеки и попечительства

Администрации муниципального образования Ямальский район

(фамилия, имя, отчество)

проживающего по адресу:_________________

Я,_________________________________, прошу установить надо мной попечительство в форме патронажа со стороны______________________________________________________

проживающего по адресу __________________________________________________________,

в связи с тем, что нуждаюсь в посторонней помощи и уходе.

Ознакомлен (а) со статьями 37-39, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

«______»__________ 20__г. Подпись ___________________

Заявление зарегистрировано «___» ________________ 200__г. № _____

Начальнику отдела опеки и попечительства

Администрации муниципального образования Ямальский район

(фамилия, имя, отчество)

проживающего по адресу:_________________

Я,_________________________________, прошу назначить меня опекуном над признанным судом недееспособной (ным) ___________________________________________

Проживающей (го) по адресу ______________________________________________________,

обязуюсь заботиться о ней (ним), оказывать первую медицинскую помощь, защищать ее (его) интересы.

Ознакомлен (а) со статьями 37-39, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.

«______»__________ 200_г. Подпись ___________________

Заявление зарегистрировано «___» ________________ 200__г. № _____

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ГРАЖДАНИНА,

ДАВШЕГО СОГЛАСИЕ ИСПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ ПОМОЩНИКА НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ДЕЕСПОСОБНЫМ ГРАЖДАНИНОМ

(ОПЕНУНА НАД НЕДЕЕСПОСОБНЫМ ГРАЖДАНИНОМ)

Фамилия, имя, отчество____________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________________

Место жительства ________________________________________________________________

Содержание

Опека над недееспособным. Порядок установления.

Опека над недееспособными на сегодня устанавливается не так уж и часто. Это связано, прежде всего, с тем, что не каждый возьмет на себя столь важную миссию – опекунство над человеком, имеющим тяжелые заболевания. К сожалению, в результате снижения уровня жизни, подавляющего большинства граждан и социальной нестабильностью количество людей, признанных решением суда недееспособными из года в год возрастает.

В России опека над недееспособными гражданами регулируется Гражданско-процессуальным и Гражданскими кодексами, а также Федеральным законом «О попечительстве».

Как назначается опекун над гражданином, утратившим дееспособность. Решение о признании гражданина утратившим дееспособность принимает суд. С этого времени он обязывается в срок, не более трех дней сообщить о таком решении в орган опеки и попечительства. Это нужно для того, чтобы в отведенное законом время установить опеку над таким гражданином.

Учреждением опеки и попечительства по адресу проживания назначается опекун. Он должен быть выбран и назначен не позже одного месяца с момента, когда он будет уведомлен о судебном решении. Установление такого срока обусловлено необходимостью устранения недопустимых случаев, когда недееспособному лицу опека так и не назначается.

Законом предусмотрено, что опекуном может назначаться обязательно дееспособный и совершеннолетний гражданин. При этом он непременно должен дать осознанное согласие на то, чтобы быть опекуном. Бюро опеки учитывает его положительные личные качества, а также непосредственно отношения между опекуном и признанным недееспособным лицом. Возможно также оспаривание решения суда о признании того или иного гражданина опекуном над недееспособным лицом. Это могут делать заинтересованные граждане.

Если лицо, утратившее дееспособность, помещается в соответствующие медицинские учреждения, или в учреждения социальной защиты населения, то назначенный опекун освобождается от исполнения возложенных на него обязанностей. Они теперь переходят к тем учреждениям, где находятся недееспособные.

Какие обязанности имеет опекун. Федеральное законодательство устанавливает ряд обязанностей опекуна над недееспособным гражданином. К ним относятся:

· Осуществление защиты прав и свобод своего подопечного. На это опекуну не нужно предъявлять специального разрешения.

· Опекун обязывается совершать от имени недееспособного различные сделки.

· Опекун обязывается давать разрешение на обработку, хранение и использование данных о подопечном.

· Лицо, опекающее недееспособного гражданина, обязано всесторонне заботиться о содержании подопечного. Это – забота, уход за ним, лечение, защита его прав и интересов. Если основания, в силу которых тот или иной гражданин был признан судом недееспособным, устранены, опекун обязан подать в соответствующие органы ходатайство о признании решения о недееспособности своего подопечного утратившим силу.

· Опекун обязан следить за выполнением своим подопечным всех предписаний лечащего врача, а также посещать его в стационаре.

Это интересно:  Исковое заявление о признании бабушки недееспособной 2019 год

· Кроме того, опекун обязан отслеживать действия подопечного с тем, чтобы они не были опасными для окружающих.

Статистика утверждает, что в случае надлежащего осуществления опеки над недееспособным значительно ускоряется его реабилитация.
Нужно помнить и о том, что доходы, которые получает подопечный, расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного. Любые сделки, направленные на урезание имущества подопечного, недопустимы и запрещены законодательством.

Как происходит отстранение опекуна от обязанностей. В предусмотренных законом обстоятельствах возможно отстранение опекуна от выполнения своих обязанностей. Это может произойти:

1. По просьбе опекуна.

2. В случае возникновения противоречий между интересами недееспособного и опекуна.

3. В случае недобросовестного исполнения опекуном своих обязательств.

4. При использовании опекуном опеки в корыстных целях.

5. В случае оставления опекуном своего подопечного без надлежащей помощи или в опасности.

Как происходит контроль над деятельностью опекуна. Органы опеки совершают в целях надзора регулярный контроль над деятельностью опекуна. Проверка бывает плановой и внеплановой. Она производится для контроля условий жизни недееспособного гражданина, а также выполнения опекуном своих прямых обязанностей.

Периодичность проверок такова:

· Раз в течение одного месяца с момента принятия органом опеки и попечительство соответствующего решения.

· Раз в квартал в течение года с момента назначения органом опеки и попечительства опекуна над недееспособным.

· Раз в полгода в течение второго и последующих лет с момента установления опекунства. Опекуны обязаны также подавать в соответствующие органы отчет о хранении имущества подопечного.

Опека над недееспособным. Порядок согласно законодательству

Существующие положения в законодательстве, которые касаются опеки над недееспособными лицами, показывают несовершенство данного института права, отсутствие эффективной работы в этой области и как следствие – рост нарушений интересов и прав недееспособных граждан.

На сегодняшний день все реже устанавливается опека над недееспособными, при том, что число пациентов в психоневрологических и психиатрических учреждениях растет. Это обусловлено снижением уровня жизни граждан и сокращением семейных связей. Не каждый морально и психологически готов взять на себя заботу о человеке с психическим расстройством.

Регулирования опеки над недееспособными гражданами возложено на ГПК и ГК РФ, а так же на Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (вступил в силу 1.09.08 г.). И если в кодексах закреплены основные положения, то ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, которые возникают в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над полностью или частично недееспособными лицами.

Назначение опекуна над недееспособным лицом

С момента вступления в законную силу решения суда о признании лица недееспособным, суд обязан в трехдневный срок сообщить об этом органу опеки и попечительства. Данное правило выполняется для установления опеки над недееспособным (ст. 34 ГК РФ). Опекун назначается соответствующим органом по месту жительства недееспособного гражданина.

Орган опеки и попечительства – это органы местного самоуправления. Возложение такой функции, как опека и попечительство, осуществляется на основании законодательства региона и устава соответствующего муниципального образования.

Согласно действующему законодательству орган опеки и попечительства должен в течение месяца назначить опекуна недееспособному лицу. Отсчет регламентированного времени начинается с момента уведомления органа опеки и попечительства судом, о необходимости в назначении опекуна для конкретного гражданина.

При не назначении опекуна недееспособному лицу в течение отведенного времени, исполнение обязанностей первого возлагается на орган опеки и попечительства. Данная норма направлена на устранение случаев, когда недееспособному гражданину, по различным причинам опекун так и не назначается.

В качестве опекуна может выступать только совершеннолетний дееспособный гражданин, давший на то свое согласие. Обязательным условием назначения опекуна является учет его личных и нравственных качеств, существующие личностные отношения между нуждающимся в опеке и предполагаемым опекуном, а также способность к исполнению опекунских обязанностей. Если недееспособный гражданин может выражать свою волю, то учитывается его пожелание при назначении опекуна.

Заинтересованные лица могут оспорить назначение опекуна над недееспособным лицом в судебном порядке.

Опекунами недееспособных граждан, которые находятся на лечении в соответствующих учреждениях или в учреждениях социальной защиты населения являются данные учреждения (ст. 35 ГК РФ). Согласно ст. 39 ГК РФ орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного опекуна от опекунских обязанностей при помещении недееспособного лица в данные учреждения, при условии что это не противоречит интересам подопечного. До введения этой нормы, возникала масса проблем связанных с потерей активной связи подопечного с опекуном, длительное время осуществлявшим защиту законных прав и интересов недееспособного.

В обязанности органов опеки и попечительства после назначение опекуна недееспособному гражданину входит уведомление об этом налоговых органов. Срок на уведомление – 5 рабочих дней (ст. 85 НК РФ). Такие сведенья необходимы налоговым органам для регистрации информации о том, кто представляет интересы данного налогоплательщика. Информация о передаче имущества недееспособного лица в доверительное управление опекуну, также передается в налоговые органы.

Обязанности опекуна недееспособного гражданина

  • осуществление защиты прав и интересов подопечного;

Распространяется на отношения с любыми лицами, суды и так далее. На что опекуну не требуется специального полномочия (ст. 31 ГК РФ, п. 5 ст. 37 ГПК РФ). При обращении опекуна за помощью к адвокату или иному лицу, выбранному им в качестве представителя, в суде могут участвовать два представителя: опекун – законный представитель и адвокат, юрист – избранный представитель.

  • совершение от имени и в интересах подопечного сделок (ст. 32 ГК РФ);
  • дача согласия на обработку, хранение, использование и накопления данных о подопечном (п. 6 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»);
  • забота о содержании подопечного (ст. 35 ГК РФ);

Распространяется на уход и обеспечение, лечение, защиту интересов и прав подопечного. В случае устранения оснований, в силу которых гражданин был признан недееспособным, опекун должен подать ходатайство о признание своего подопечного дееспособным.

  • регулирование осуществления в отношении подопечного диспансерного наблюдения и выполнение подопечным предписаний врача, помещение подопечного на стационарное лечение при возникновении такой необходимости;
  • посещение подопечного находящегося в стационаре;
  • сохранность жилья подопечного;
  • отслеживание действий подопечного, что бы он не нарушал чужих интересов и прав;
  • приобщение подопечного к трудовой деятельности;

Как показывает статистика, правильное осуществление опеки, может в значительной степени ускорить реабилитацию больного.

Все доходы подопечного расходуются опекуном только в интересах подопечного. Опекун, без согласия органа опеки и попечительства, не имеет права совершать сделки, которые влекут за собой уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК РФ). Согласно ст. 575 ГК РФ опекун не вправе совершать сделки дарения от имени недееспособного гражданина, исключая обычные подарки стоимостью до пяти минимальных размеров оплаты труда.

К сожалению ГК РФ, не предусматривает отчетность опекуна по осуществлению его полномочий. Введение данной нормы могло бы оказать положительное воздействие на защиту интересов и прав недееспособных граждан.

Органы опеки и попечительства призваны осуществлять надзор за деятельностью опекунов (п. 3 ст. 34 ГК РФ). В компетенцию органа опеки и попечительства входит освобождение от исполняемых обязанностей опекуна.

Отстранение от исполнения опекунских обязанностей над недееспособным гражданином производится:

  • по личной просьбе опекуна, при наличии уважительных причин;
  • по решению органа опеки и попечительства в случае ненадлежащего исполнения возложенных на опекуна обязанностей (использование опеки в корыстных целях, оставлении подопечного без необходимой помощи или без надзора);
  • по решению суда, когда подопечный признается дееспособным.

Консультация адвоката по гражданским делам может понадобиться на судебных заседаниях при признании гражданина недееспособным или дееспособным, при составлении ходатайства от имени подопечного, при осуществлении защиты его прав и интересов, и т.д. В связи со сложностью и противоречивостью законодательства об опеке и попечительстве над недееспособными гражданами, помощь адвоката по гражданским делам позволит найти правильное правовое решение.

Советуем прочесть также:

С уважением,
Виктория Демидова, адвокат.

Порядок установления опеки над недееспособным гражданином

Опека и попечительство над взрослыми гражданами виды основания порядок установления

Условия и порядок назначения опекуна и попечителя Как отмечается в литературе, понятие «опека и попечительство» не является однозначним1. Под ним понимают правовой институт, то есть совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, связанные с установлением, осуществлением и прекращением определенных функций. Попечении считают систему способов, направленных на обеспечение деятельности органов опеки и попечительства, опекунов и попечителей по воспитанию малолетних и несовершеннолетних детей, а также по защите прав и законных интересов недееспособных и ограниченных в дееспособности совершеннолетних лиц.

Это интересно:  Признать пожилого человека недееспособным куда обратиться 2019 год

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опека над совершеннолетними недееспособными гражданами

Гражданина в возрасте с 14 лет и старше, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими.Нахождение гражданина в психоневрологическом учреждении на стационаре или диспансерном наблюдении не может привести к потере им дееспособности. Если у гражданина имеется психическое расстройство, это не означает, что он недееспособен.

Установление опеки над недееспособным гражданином в Российской Федерации происходит в административном порядке путем подачи заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна. Порядок оформления опеки над недееспособным такой же, как и в отношении несовершеннолетних детей.

Права и обязанности опекуна над недееспособным человеком

  • на дополнительные 4 дня выходных ежемесячно. Причем необходимо помнить, что они на следующий месяц при неиспользовании не переносятся;
  • оформлять дополнительный 2-х недельный отпуск за свой счет не чаще 1 раза в год;
  • отказываться от работы в выходные и праздничные дни;
  • отказываться от командировок, которые подразумевают под собой ночлег в другом городе;
  • требовать сокращения рабочего дня либо же недели по причине ухода за недееспособным подопечным.

Стоит отметить один нюанс: в том случае, если недееспособному гражданину меньше 16 лет, он обязан проживать совместно с опекуном, если же больше 16, допускается отдельное проживание, но исключительно с согласия органов опеки и попечительства. Эта возможность регулируется статьей 36 Гражданского Кодекса РФ.

Порядок установления опеки над недееспособным гражданином

Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена как опека, так и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них — ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Но я считаю, что нужно расширить этот перечень. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности и другими непродуманными действиями.

Порядок установления опеки над недееспособным гражданином

При обращении в суд о признании гражданина недееспособным надо учитывать, что в заявлении должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значение своих действий или руководить ими.

В орган опеки, попечительства над совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами жители муниципального образования Каневской район обращаются в силу разных жизненных обстоятельств и причин, одной из которых является признания гражданина (родственника) недееспособным и назначение в связи с этим над ним опеки. С чего начать процедуру назначения опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами (страдающими психическими заболеваниями) родственники не знают.

Порядок назначения патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами и установления опеки над гражданами признанными в судебном порядке недееспособными

13) участие в качестве законного представителя лица, при отсутствии близкого родственника, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, в уголовном деле на основании постановления следователя либо суда;

Данная инструкция регулирует порядок установления опеки над недееспособными гражданами и патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, прекращения патронажа и опеки, распоряжения имуществом подопечных, осуществления контроля за выполнением опекунами и помощниками обязанностей.

Опека над недееспособным

  • по личной просьбе опекуна, при наличии уважительных причин;
  • по решению органа опеки и попечительства в случае ненадлежащего исполнения возложенных на опекуна обязанностей (использование опеки в корыстных целях, оставлении подопечного без необходимой помощи или без надзора);
  • по решению суда, когда подопечный признается дееспособным.

В обязанности органов опеки и попечительства после назначение опекуна недееспособному гражданину входит уведомление об этом налоговых органов. Срок на уведомление – 5 рабочих дней (ст. 85 НК РФ). Такие сведенья необходимы налоговым органам для регистрации информации о том, кто представляет интересы данного налогоплательщика. Информация о передаче имущества недееспособного лица в доверительное управление опекуну, также передается в налоговые органы.

Опека над недееспособными гражданами

Статья 31 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам.

Другая причина недостаточного использования положений ГК РФ об ограничении дееспособности гражданина (ст. 30) кроется в последствиях такого ограничения. Действующее законодательство напрямую не разрешает попечителю ограниченно дееспособного гражданина получать причитающийся подопечному доход. В законе закреплена только необходимость выдачи согласия попечителя на получение дохода и распоряжение доходом, что не дает попечителю возможности изъять у подопечного денежные средства и непосредственно распорядиться ими в его интересах.

УСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕКИ НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя. Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного (ст. 1077 ГК РФ). Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания.

Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках. В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей. Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций.

Отказ от опекунства недееспособного

29 Гражданского кодекса Российской Федерации). Для проведения процедуры признания человека недееспособным, необходимо наличие двух факторов: психическое расстройство; отсутствие возможности понимать значение совершаемых поступков или контролировать их. Признать человека недееспособным способен исключительно суд.

29 Гражданского кодекса Российской Федерации). Для проведения процедуры признания человека недееспособным, необходимо наличие двух факторов: психическое расстройство; отсутствие возможности понимать значение совершаемых поступков или контролировать их. Признать человека недееспособным способен исключительно суд. После вынесения определения суд уведомляет по месту проживания человека соответствующий орган, который занимается попечительством и вопросами опеки, о наличии судебного решения.

Статья написана по материалам сайтов: ifbp.ru, www.legalneed.ru, urist-yslugi.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector