+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Общая характеристика прав пациента 2019 год

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

Ежегодное количество пациентов, получающих вред здоровью или жизни в результате некачественной медицинской помощи, измеряется сотнями тысяч. «Основы» предусмотрели право пациента на возмещение вреда, а Гражданский кодекс детально установил основания, правила и порядок возмещения.
Право на возмещение вреда здоровью, причиненного при оказании медицинской помощи, является универсальным правом человека. Его реализация обеспечивает гарантии социально-экономической защиты от последствий некачественных услуг.

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

Пациент, по определению ослабленный и зависимый человек в тяжелой жизненной ситуации, должен иметь дополнительные гарантии того, что все его законные интересы и права будут защищены. Законодатель определил круг тех помощников и защитников, благодаря которым пациент может не в одиночку защищать свои права.
Родители — законные представители ребенка. Им не требуется никакая доверенность, никакое особое разрешение, чтобы представлять интересы своего ребенка. Может ли находиться родитель при ребенке? Безусловно. Он может находиться с ним все время пребывания ребенка в стационаре. Поскольку совершеннолетие наступает с 18 летнего возраста, то это право соответственно действует до 18 лет.

Право на гуманное и уважительное отношение к пациенту предполагает уважение к его родственным чувствам и чувствам его близких, а также понимание его потребности быть поддержанным в тяжелой жизненной ситуации. Но у нас запросто могут не пустить сына к отцу, жену к мужу. Тогда нужно оформить представительство т.е. стать официальными представителями пациента. Законный представитель пациента имеет законное право свободного пропуска к пациенту. Здесь не требуется нотариального заверения, никаких печатей или особых разрешений. Достаточно подписи пациента для того, чтобы доверенность получила юридическую силу . При этом сам пациент не теряет собственных прав. Наоборот, он приобретает помощников для защиты своего правового статуса.
Беспрепятственный доступ к пациенту иных лиц может быть легко ограничен как отдельными медработниками, так и должностными лицами — это, например, условия карантина по гриппу или случай, когда пациент находится в отделении реанимации, или просто время суток, в которое не осуществляется впуск посетителей в медицинское учреждение. Право на допуск к пациенту представителя снимает для последнего все варианты ограничений, которые действуют в отношении не имеющих доверенности обычных посетителей. Опыт свидетельствует о том, что возможность своими глазами увидеть реальную медицинскую обстановку и получить информацию «из первых рук» бывает чрезвычайно важна, поскольку от этого может зависеть жизнь и здоровье человека.
Если вы, имея доверенность от пациента и, находясь в медицинском учреждении, сталкиваетесь с необоснованным противодействием какого-либо медработника, обращайтесь сразу к лечащему врачу, либо к главному врачу или его заместителю. Ваши действия в интересах пациента при наличии оснований и его доверенности абсолютно правомерны, а все перечисленные выше должностные лица в соответствии с законом «Основы об охране здоровья граждан в РФ» обязаны отреагировать на ваши обращения и принять конкретные меры по защите прав и интересов представляемого вами пациента.

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

«Основы» создали механизм реализации пациентом его конституционного права на свободу вероисповедания. «Право на допуск» означает возможность пациента иметь беспрепятственную встречу со священнослужителем в любое время суток. Законодательство руководителям медицинских учреждений рекомендует всячески способствовать реализации пациентами свободы вероисповедания Действующая формулировка обсуждаемого права подразумевает защищаемую законом возможность иметь в медицинских учреждениях отдельные помещения для отправления религиозных культов. Указана единственная причина, по которой выделению подобного помещения может воспрепятствовать больничная администрация — это случай, когда такие действия могут привести к нарушению нормального функционирования учреждения.
Появление в отечественном законодательстве подобного права пациентов отражает движение российской правовой культуры в направлении европейских стандартов. Основным документом, регули рующим политику в области прав пациентов в Европе, является «Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе» (1994 г.). В ней, в частности, определено, что «. каждый человек имеет право иметь собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения. В процессе лечения и ухода пациент имеет право на поддержку семьи, родственников и друзей, а также на духовную и пастырскую помощь».

1.2. Проблема защиты прав пациента

В настоящее время российские граждане не являются по сути взыскательными и требовательными потребителями на рынке медицинских услуг в силу ряда причин. Среди них:

  • «представление о том, что не качественность и безответственность здравоохранения является непременным следствием его «бесплатности»;
  • незнание иерархии и архитектуры системы здравоохранения, профессиональных и должностных обязанностей ее работников, и, как следствие, неумение пользоваться достаточно широкими возможностями системы;
  • нехватка сведений о законном объеме своих притязаний в сфере «бесплатной» медицинской помощи;
  • необеспеченность пациентов помощью профессионально подготовленных специалистов в области медицинского права;
  • задержка принятия давно уже разработанного «Закона о защите прав пациентов»;
  • отсутствие системы представления групповых интересов пациентов в органах государственной власти и управления;
  • дефицит знаний о существовании иного, нежели советского, правового статуса пациента и о существовании иных (по уровню, ответственности, гуманности, ценностных ориентаций) государственных систем здравоохранения (Великобритания, Италия и т.д.);
  • многолетняя информационная закрытость для публичного обсуждения системных проблем государственного здравоохранения;
  • смешение понятий доверчивость и доверие к государственному здравоохранению;
  • своеобразие психофизиологического состояния пациента (астенизация, тревога), зачастую препятствующее идентификации правонарушений и самозащите прав;
  • отсутствие опыта правового решения проблем, как в сфере повседневной жизни, так и в сфере медицинской помощи;
  • национально-исторические психологические особенности граждан (пациентов) и их взглядов на медицину, здравоохранение, государство как на то, чему надо подчиняться, а не сотрудничать как с равноправным партнером;
  • неопределенность представлений о собственной роли в процессе лечения, об ответственности человека за свое здоровье;
  • неразвитость представлений о ведущей роли уровней гражданской активности, медицинской и правовой грамотности пациентов в формировании уровня качества деятельности государственного здравоохранения;
  • традиционная готовность отказаться от личного принятия решений в вопросах жизни и здоровья и передать эту функцию незнакомому представителю государства;
  • неинформированность о проблемах безопасности современных медицинских технологий;
  • дефицит сведений, необходимых для реализации пациентом своих прав выбора врача и медицинского учреждения;
  • отсутствие действующих стандар тов качества медицинской помощи;
  • отсутствие взгляда на медицинскую помощь как на разновидность услуг, а на себя, как на взыскательного и заинтересованного в высоком качестве этих услуг потребителя» Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации за 2000 г. // Здравоохранение Российской Федерации. — 2002. — №1. — С. 5..

Основными задачами пациента должны быть следующие: «защитить себя от недоброкачественной медицинской помощи и предпринять усилия для получения помощи качественной». О достижении данных целей можно судить только тогда, когда пациент ощущает себя максимально защищенным. Это предполагает, что пациент:

1) сам осознанно и обоснованно делает выбор в сфере медицинской помощи;

2) согласен, что эффективный язык дискуссии «пациент — медработник» — язык юридический, а надежный аргумент — обязательная к исполнению норма права;

3) не сомневается, что самая главная и самая сильная фигура в здравоохранении — это он, пациент;

4) видит во взаимоотношениях «здравоохранение — пациент» не столько свободное творчество, сколько регламентированные законом процедуры, права, обязанности, ответственность каждой из сторон;

5) повседневно применяет свои права как инструмент безопасной жизнедеятельности;

6) имеет навыки самозащиты прав, опыт использования представителей;

7) не питает излишних иллюзий о заботливости государственных систем, в том числе, здравоохранения;

8) является грамотным, требовательным и эффективным пользователем здравоохранения — системы, созданной и функционирующей на его (налогоплательщика) деньги;

9) осваивает статус «потребителя» , а не «просителя» медицинских услуг.

Права человека в сфере охраны здоровья защищены российским уголовным законодательством. Так, под причинением вреда здоровью пациента, в том числе и медицинскими работниками, Уголовный кодекс РФ предусматривает: либо телесные повреждения, т.е. анатомические или функциональные нарушения органов и тканей, либо заболевания и патологические состояния, возникшие в результате действия различных (физических, включая механические, химические, биологические, психологические) факторов внешней среды. При этом в Уголовном кодексе РФ определяются три степени тяжести вреда здоровью: тяжкий, средний и легкий; степень тяжести устанавливается судебно-медицинской экспертизой на основании соответствующих квалифицирующих признаков (ст. 111, 112, 115).

Одним из основополагающих прав пациентов, осуществляемых в процессе оказания медицинской помощи, является право на личную неприкосновенность, конкретным проявлением которого является право пациента на предоставление согласия на любое медицинское вмешательство. Не смотря на то, что законодательное закрепление за гражданами этого права в России произошло еще в 1924 году, отнести проблему практической реализации этого права к окончательно решенным не представляется возможным.

Это интересно:  Кто может стать опекуном недееспособного пожилого человека 2019 год

Какой объем информации должен быть предоставлен пациенту в обязательном порядке перед медицинским вмешательством? В какой форме необходимо предоставлять информацию пациенту? Каким способом должно отражаться согласие на вмешательство в медицинской документации? Эти и другие вопросы возникают при оформлении согласия пациента на медицинские вмешательства. Хотя законодательно за пациентами и закреплено право на самостоятельное принятие решения, но механизмы реализации этого права не выработаны. Не существует даже ведомственной инструкции по оформлению этого важного юридического документа. Если врач обязан получать согласие пациента перед любым вмешательством, как этого требует закон, то эта ситуация превратит работу врачей в бесконечный сбор документов и нескончаемые согласования по поводу каждой манипуляции.

Если под термином медицинское вмешательство понимать только сложную и сопряженную с опасностью для жизни пациента лечебную процедуру (например: хирургическая операция), то, как же быть с диагностическими процедурами, сложными и опасными (эндоскопическое исследование, велоэргометрия и т.п.), которые не относятся к лечебным процедурам, но представляют, порой, не меньшую опасность для здоровья и жизни пациента.

В 2004 году вышел трехсотстраничный том на русском и английском языках с результатами мониторинга в 93 психиатрических больницах шестидесяти одного субъекта РФ. Выяснилось, что в большинстве регионов страны нарушается право пациента на справедливое судебное разбирательство в связи с недобровольным стационированием.

В 55% психиатрических больниц недобровольное стационирование фиксировалось менее чем в 5% случаев, что указывает на несомненную фальсификацию этих данных в 3-4 раза.

В половине ПБ страны вся корреспонденция, включая жалобы в различные инстанции, подвергается цензуре.

Подавляющее большинство психиатрических стационаров (75%) нарушает право граждан на получение информации о своем здоровье и отказывает пациентам в выдаче выписок из их историй болезни даже по письменному заявлению с обоснованием необходимости этого.

В большинстве психиатрических стационаров не соблюдается право пациентов на получение психиатрич

Проблема защиты прав пациентов на судебном уровне.

Объективно судебная защита с признанием вины медработников / ЛПУ и наложением обязательств по выплате компенсаций за причиненный ущерб является финальной точкой в обеспечении прав пациентов. Но этот путь, в силу неразвитости российской судебной системы и правовой культуры граждан, оказывается последним средством, к которому прибегают пациенты в случае нарушения своих прав. И хотя, по оценкам экспертов, в данной сфере за последние годы происходят некоторые позитивные изменения (увеличиваются суммы компенсаций за причиненный ущерб, а сроки прохождения дел становятся меньше, что во многом связано с накоплением опыта судьями), число судебных исков и решений в пользу пациента несопоставимо с развитыми странами. Вдобавок в России отсутствует практика подачи коллективных исков в интересах широкой группы пациентов, в случае, если те или иные решения или действия государственных органов ущемляют права пациентов. Помимо общих трудностей использования судов для защиты прав граждан, в медицинской сфере существует ряд очень серьезных специфических проблем как нормативного, так и социального плана.

Проблема независимости и объективности судебно- медицинской экспертизы .

Независимость судебно-медицинской экспертизы очень важна, поскольку экспертные заключения имеют решающее значение при вынесении судебного решения по искам пациентов. Вообще, по мнению ряда юристов, то, что медицинская экспертиза воспринимается судом и прокурорскими работниками как истина в последней инстанции, которой не требуется правовая оценка, является системным недостатком, демонстрирующим сложившийся в коссии приоритет медицины над правом. Нередко судебно-медицинская экспертиза назначается тогда, когда основания иска никак не связаны с возможностью ее назначения (например, то, что пациент не был информирован о добровольном согласии).

Права пациента

Понятие и история прав пациента

Важнейшим понятием в медицинской этике, а также в законодательстве в области медицины являются права пациента.

Понятие прав и свобод пациента представляет собой приложение более фундаментального понятия прав и свобод человека к ситуации медицинской помощи.

Права пациента – это законодательно установленные возможности для лица, получающего медицинскую помощь.

Права пациента следует отличать от понятия нрава граждан на охрану здоровья» – права пациента имеют более узкий смысл. Это права, возникающие в самом процессе оказания медицинской помощи либо решающим образом влияющие на весь его контекст. В совокупности нрава пациента обрисовывают общие рамки его ситуации и поведения, а также накладывают определенные обязательства на тех, кто оказывает больному медицинскую помощь.

Уважение к правам человека – не только требование медицинской этики, но и важнейшая составляющая общечеловеческой нравственности. Права пациента появились в общественной практике не случайно: они аккумулировали в себе длительную эволюцию культуры и медицины, утверждение ценностей свободы и достоинства человека, принципы неприкосновенности и автономии личности.

Движение за права пациентов берет свое начало с 70-х гг. XX в. В разных странах оно начиналось по-разному, но лидером в этом процессе выступили США. В 1972 г. Американская ассоциация больниц приняла Билль о нравах больных (Patient Bill of Rights), в котором, кстати, было установлено фундаментальное право пациента – право на информированное добровольное согласие, а также ряд других, теперь общепризнанных, прав. Следует заметить, что инициатором движения за права пациентов в США выступили администрации больниц, хотя это было вызвано разными причинами (в том числе под давлением пациентов и их родственников). И начиная с 1974 г. ряд штатов начинают принимать у себя нормативные акты о правах пациента.

Важнейшим международным документом, посвященным правам пациента, явилась Лиссабонская декларация ВМА 1981 г. В ней был введен перечень прав пациента, который лег в основу национального законодательства многих стран. Развитие прав пациента – это часть общего демократического, правозащитного и социально-культурного движения за признание и защиту прав человека. К настоящему моменту это движение крепнет; в том числе все активнее действуют такие мощные силы, как объединения пациентов.

Такие организации выступают в роли институциональных посредников между широкими кругами пациентов, медицинским сообществом, властями. Они защищают права пациента и потребителя, вступают в организованные взаимоотношения с институтом медицины, отстаивают свои интересы в представительных органах, создают слаженные группы давления. В некоторых европейских странах ассоциации пациентов привлекались к участию в законодательной работе. Таким образом, общество (в том числе в лице заинтересованных групп) становится инициативной и влиятельной силой, влияющей на систему здравоохранения.

Тем не менее остается много проблем с соблюдением прав пациентов даже в развитых странах.

Нарушение прав пациентов продолжает оставаться проблемой даже в развитых странах. В 2007 г. Национальный институт прав пациентов США (NIPR – Nattional Institute for Patient Rights) с помощью случайной выборки провел опрос более 1000 пациентов [1] . Топ-десятку наиболее частых нарушений прав пациентов в американских госпиталях составили нарушения следующих прав:

  • 1) права на информированное добровольное согласие при принятии лечения или отказе от него;
  • 2) уважения личных, духовных, культурных, религиозных ценностей и убеждений пациента;
  • 3) нрава на распоряжения заранее (advanced directive) для получения медицинской помощи;
  • 4) права на конфиденциальность и приватность;
  • 5) права на информацию о реалистичных альтернативах медицинской помощи, когда помощь в госпитале уже не подходит;
  • 6) нрава ознакомиться с больничной историей болезни, получить разъяснения по этой информации, сделать копию истории болезни;
  • 7) права получить информацию о системе оплаты за медицинские услуги в госпитале;
  • 8) права получить информацию о таких возможностях в госпитале, как обращение с жалобой, работа этического комитета и т.п.;
  • 9) права получить информацию о медицинском работнике, оказывающем медицинскую помощь, в том числе о его профессиональном статусе;
  • 10) права знакомиться с медицинскими записями о здоровье пациента и на получение отчета о предоставлении медицинской информации.

Законодательные, исполнительные и судебные

Назва Законодательные, исполнительные и судебные
Сторінка 3/11
Дата конвертації 26.09.2014
Розмір 1.43 Mb.
Тип Закон

mir.zavantag.com > Право > Закон

13 Общая характеристика прав пациента.
Права пациента — это специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека и регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Пациентом считается любой человек, обратившийся за медицинской помощью, независимо от состояния здоровья или наличия какого-либо заболевания, т.е. это более широкое понятие, чем больной. В настоящее время в нашей стране действует ст. 30 «Права пациента» «Основ законодательства об охране здоровья граждан», которая включает в себя 13 положений, отражающих общие права пациентов.

Общие права пациентов:

  1. Право на уважительное и гуманное отношениесо стороны медицинского и обслуживающего персонала закреплено в п.1 ст.17 Конституции РФ; ст.150 ГК РФ; п.1 ст. 30 Основ; п.2 ст.5 Закона о психиатрической помощи гражданам; ст.5 и 14 закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
  2. ^ Право на выбор врача, в том числе и семейного, с учетом его согласия, а также выбор лечебно — профилактического учреждения (п.3 ст.927, п. 1 ст.935; ст.936; п.1 ст.969 ГК РФ; ст.22, 30, 58 Основ; ст. 6,15, 22 Закона о медицинском страховании).
  3. ^ Право на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям (ст.42 Конституции РФ; ст.3 Основ; ст.8; п.2 ст. 17 ЗоСЭБН; п.1 ст..17 закона «О радиационной безопасности населения).
  4. ^ Право на проведение по просьбе гражданина консилиума и консультаций других специалистов (п.4 ст.30; ч.3 ст. 58 Основ).
  5. Право на облегчение боли, связанной с заболеванием и медицинским вмешательством (п.5 ст.30 Основ).
  6. ^ Право граждан на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведениях, полученных при обследовании и лечении больного, что составляет врачебную тайну (п.6 ст. 30, ст. 61 Основ; ст. ЗоППиГПГ; ст. 14 ЗоТОиТЧ).

Часть 4 ст. 61 Основ предусматривает случаи, когда сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть предоставлены третьим лицам.

1) в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;

4) в случае оказания помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;

5) при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Частью 5 ст. 61 Основ определено, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации.

  1. ^ Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (п.7 ст.30, ст.32, ст.35-37, ч.6 ст.43 Основ; ст.40 ЗоЛС (16), ст.5 ЗоГРвГИД (26)).

Добровольность согласия пациента на вмешательство означает отсутствие какого-либо давления в момент принятия решения, а также возможность отзыва своего согласия в любое время. Если состояние больного не позволяет ему выразить свою волю, а вмешательство в интересах больного является необходимым, то вопрос о его проведении решает консилиум, а при невозможности его проведения вопрос решает лечащий врач (дежурный врач), но с последующим уведомлением должностных лиц ЛПУ. В отношении лиц, не достигших 15 лет, при отсутствии их законных представителей, решение также принимает консилиум или дежурный врач (ч.3 и 3 ст. 32 Основ).

  1. ^ Право на информацию о состоянии здоровья

Пациент, в т.ч. несовершеннолетний (п.5 ст. 24 Основ), или его законные представители должны получить исчерпывающую и доступную информацию о своем здоровье, о характере патологии, прогнозе заболевания, предполагаемых методах лечения, степени риска и возможности осложнений, наличие альтернативных способов лечения в том или ином ЛПУ. Информация должна поступать в доступном виде, т.е. в такой форме, чтобы не испугать больного и не позволить его эмоциям возобладать над здравым смыслом (ст. 31 Основ).

  1. ^ Право пациента на отказ от медицинского вмешательства или его прекращения закрепляет п. 8 ст. 30, ст.33 Основ, но имеются некоторые случаи исключения, о чем больной должен быть проинформирован (ст. 97-104 УК (5); ч.1.ст. 34 Основ; ст.29 ЗоППиГПГ). Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, определяется Правительством РФ. При отказе пациента, родителей или законных представителей несовершеннолетнего (в возрасте до 15 лет), а также недееспособного человека от медицинского вмешательства, ему следует разъяснить возможные неблагоприятные последствия, с обязательной записью в истории болезни или на специальном бланке отказа, который подписывается больным (законным представителем) и врачом (ч.2 ст.33 Основ). Помимо разъяснений о неблагоприятных последствиях в случае отказа от медицинского вмешательства законных представителей несовершеннолетнего или недееспособного лица, следует сообщить о праве ЛПУ на обращение в суд за защитой интересов данных лиц (ч.3 ст.33 Основ).
  2. ^ Право на получение медицинских или иных услуг в рамках программ ДМС (ст. 779-783 ГК РФ (4), п. 10 ст.30 Основ; ст.9 и 10 ЗоМСГ).
  3. Право на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью. В соответствии со ст.66 Основ, п.16 Правил предоставления платных медицинских услуг населению, ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей» гражданин вправе требовать возмещение вреда, причиненного его здоровью при оказании медицинской услуги.
  4. ^ Право на допуск адвоката или иного законного представителя для защиты его прав (п.12 ст.30 Основ; п.2 ст. 37 ЗоППиГПГ), если к этому нет медицинских противопоказаний — кома, нахождение в заразном боксе или реанимации.
  5. ^ Право на допуск к пациенту священнослужителя и на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в т.ч. отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок ЛПУ (п. 13 ст. 30 Основ; п.2 ст. 37 ЗоППиГПГ).
20 Права отдельных групп населения в области охраны здоровья (права семьи, права беременных женщин и матерей, права несовершеннолетних).
Статья 22. Права семьи. Государство берет на себя заботу об охране здоровья членов семьи.

Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний у потомства.

Семья по договоренности всех ее совместно проживающих совершеннолетних членов имеет право на выбор семейного врача, который обеспечивает ей медицинскую помощь по месту жительства.

Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей) имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов.

Одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей предоставляется право в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности.

Пособие при карантине, по уходу за больным ребенком в возрасте до семи лет выплачивается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении, а пособие по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

^ Статья 23. Права беременных женщин и матерей

Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.

Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Женщины во время беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеют право на получение пособия и оплачиваемого отпуска в установленном законом порядке.

Гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов.

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет полноценное питание, в том числе в случае необходимости обеспечение их продуктами через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, правительствами республик в составе Российской Федерации.

^ Статья 24. Права несовершеннолетних

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

  • диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;
  • медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;
  • санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
  • бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;
  • получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих основ.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

23 Порядок и основания оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке.
Статья 29. Основания для госпитализации в психиатрический
стационар в недобровольном порядке.

Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

24 Меры социальной поддержки и правовой защиты медицинских и фармацевтических работников.
Статья 63. Социальная поддержка и правовая защита медицинских и фармацевтических работников.

Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

1) обеспечение условий их деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

2) работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

3) защиту своей профессиональной чести и достоинства;

4) получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки;

5) совершенствование профессиональных знаний;

6) переподготовку при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья, а также в случаях высвобождения работников в связи с сокращением численности или штата, ликвидации предприятий, учреждений и организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

8) беспрепятственное и бесплатное использование средств связи, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, а также любого имеющегося вида транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих его жизни;

^ Часть вторая утратила силу.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

25 Общая характеристика организации управления здравоохранением в Российской Федерации.
1. Общие положения

1. Управление организации медицинской помощи (далее — Управление) является самостоятельным структурным подразделением Департамента здравоохранения города Москвы.

2. В своей деятельности Управление руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Правительства Москвы, Положением о Департаменте здравоохранения города Москвы и настоящим Положением, приказами и распоряжениями руководителя и заместителей руководителя Департамента здравоохранения города Москвы.

3. Управление возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от занимаемой должности руководителем Департамента здравоохранения в соответствии с действующим законодательством.

4. Начальник Управления в пределах своей компетенции имеет право давать обязательные для исполнения указания руководителям структурных подразделений Департамента здравоохранения и учреждений системы Департамента; вносить предложения на рассмотрение коллегии Департамента здравоохранения; по поручению руководителя Департамента здравоохранения представлять Департамент здравоохранения города Москвы в иных органах, организациях и на предприятиях.

5. В состав Управления входят отделы:

— отдел стационарной и специализированной медицинской помощи;

— отдел амбулаторно-поликлинической помощи;

— отдел организации медицинской помощи детям;

— отдел организации медицинской помощи матерям.

26 Правовой статус Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

2. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

3. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

  • здравоохранение, включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность;
  • качество, эффективность и безопасность лекарственных средств;
  • курортное дело;
  • санитарно-эпидемиологическое благополучие;
  • уровень жизни и доходов населения;
  • оплата труда;
  • пенсионное обеспечение;
  • социальное страхование;
  • условия и охрана труда;
  • социальное партнерство и трудовые отношения;
  • занятость населения и безработица;
  • трудовая миграция;
  • альтернативная гражданская служба;
  • социальная защита;
  • демографическая политика;
  • защита прав потребителей.
27 Функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития являются:

а) организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств, деятельностью по оказанию протезно-ортопедической помощи;

б) осуществление контроля качества лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения, а также контроля за оказанием медико-социальной помощи населению и медико-социальной реабилитации инвалидов;

в) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

г) осуществление государственной регистрации лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения;

Право пациента на информацию о состоянии здоровья и сохранении врачебной тайны

Роль государства в российском здравоохранении. Характеристика основных прав пациента. Сохранение врачебной тайны. Медицинская деонтология и правовые аспекты сохранения информации конфиденциального характера. Ответственность за разглашение врачебной тайны.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 30.11.2010
Размер файла 22,3 K

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие врачебной тайны в современном российском законодательстве и актуальные проблемы ее защиты. Право пациента на сохранение медицинскими работниками в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья и диагнозе.

курсовая работа [34,8 K], добавлен 12.08.2015

Понятие врачебной тайны и условия ее разглашения. Юридическая основа врачебной тайны. Уголовная и административная ответственность медицинских работников за разглашение врачебной тайны и закрытой информации вообще. Примеры нарушения врачебной тайны.

курсовая работа [51,6 K], добавлен 16.12.2010

Понятие врачебной тайны, особенности ее регулирования. Основные составляющие врачебной тайны: информация о факте обращения за медицинской помощью, информация о состоянии здоровья гражданина. Соблюдение врачебной тайны как профессиональный долг врача.

реферат [51,9 K], добавлен 03.05.2012

Соблюдение врачебной тайны. Случаи предоставления сведений, составляющих врачебную тайну без согласия гражданина или его законного представителя. Ответственность, предусмотренная действующим гражданским законодательством за разглашение врачебной тайны.

реферат [16,9 K], добавлен 04.04.2015

Актуальность проблемы обеспечения врачебной тайны и виды юридической ответственности за ее нарушение. Основы законодательства России об охране здоровья граждан. Правовое взаимоотношение между медицинским учреждением, страховой компанией и пациентом.

курсовая работа [40,9 K], добавлен 22.09.2012

Понятие врачебной тайны как информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе его заболевания, средствах и методах лечения. Перечень ситуаций, в которых допускается ее разглашение согласно законодательству России.

презентация [251,8 K], добавлен 11.11.2013

Проведение системного анализа теоретических и практических аспектов договорного регулирования отношений, возникающих при оказании медицинских услуг, и при защите сведений, составляющих врачебную тайну. Пути решения проблемы сохранения врачебной тайны.

дипломная работа [178,6 K], добавлен 28.09.2017

Содержание и законодательные гарантии прав граждан России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Приоритет интересов пациента и соблюдение врачебной тайны при оказании медицинской помощи. Права беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья.

дипломная работа [128,1 K], добавлен 28.03.2016

Требования к информации предпринимательского характера и сущность коммерческой тайны. Практические шаги владельца тайны, персонал и секретные сведения. Предоставление информации органам власти и ответственность за разглашение секретной информации.

курсовая работа [46,9 K], добавлен 03.09.2009

Понятие банковской тайны, нормативно-правовые основы ее регулирования в современном законодательстве Российской Федерации. Соотношение банковской тайны и иных видов охраняемых тайн. Юридические гарантии и ответственность за разглашение банковской тайны.

дипломная работа [76,9 K], добавлен 30.07.2012

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, mir.zavantag.com, knowledge.allbest.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector