+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Международное медицинское право воз 2019 год

Право граждан на здоровье, в отличие от других прав человека, сравнительно недавно стало законодательно закрепляться в правовых актах, в том числе в конституциях, стран мирового сообщества. Вплоть до середины прошлого столетия в конституциях государств всего мира отсутствовало упоминание о праве граждан на здоровье, хотя многие другие права человека уже были провозглашены.

Право на здоровье, как одно из основных прав человека впервые нашло свое юридическое закрепление в международно-правовых актах по окончанию Второй Мировой Войны. В Уставе (Конституции 1946 г.) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) было определено, что целью данной организации является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья (ст.1). При этом под здоровьем понималось состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Всемирной Организацией Здравоохранения особо подчеркивается глубокая взаимосвязь между здравоохранением и правами человека.

Международные правовые документы ООН, защищая гарантированное право на здоровье и равный доступ к медицинским услугам, посвящены защите отдельных субъектов права, например, «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1971 г.), «Декларация о правах инвалидов» (1975 г.), «Декларация прав ребенка» (1989 г.).

В основном международное законодательство в области медицинского права сводится к декларативным документам, принятым международными неправительственными общественными медицинскими организациями. Они, в основном, провозглашают морально-этическиепринципы оказания медицинской помощи, принципы отношения медиков друг к другу, к пациентам и т. п.

Примерами подобных документов могут быть Женевская (1948 г.) и Хельсинкская (1964г.) декларации Всемирной медицинской ассоциации, Международный кодекс медицинской этики (1949 г.), Декларация о политике в области охраны здоровья детей (1983 г.).

Как пример, для ознакомления можно привести текст Международного кодекса медицинской этики, принятого третьей Генеральной Ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации (Лондон, Великобритания, октябрь 1949), дополнен 22-й Всемирной медицинской ассамблеей (Сидней, Австралия, август 1968) и 35-й Всемирной медицинской ассамблеей (Венеция, Италия, октябрь 1983).

Как указывалось выше, одними из самых авторитетных мед.организаций является Всемирная медицинская организация ( ВМА ) и Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ ).

ВОЗ – это крупнейшая международная медицинская организация. Основной целью ее деятельности является достижение всеми народами наиболее высокого уровня здоровья. В Уставе ВОЗ впервые на международном уровне было провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительства за здоровье своих граждан и их международную безопасность.

ВОЗ была создана после Второй мировой войны, когда в политической и социально-экономической жизни стран мира произошли большие изменения. Предстояло сконцентрировать усилия на восстановление поврежденных войной служб и обеспечить необходимой срочной помощью народы, которым война причинила ущерб или разрушения. Это потребовало создания международного единого центра З/О. В связи с этим в 1946г в Нью-Йорке по решению ООН была созвана международная конференция по З/О, в которой участвовали делегаты из 51 страны. На конференции был разработан Устав ВОЗ, который вступил в силу 7 апреля 1948г и этот день ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья. В настоящее время членами ВОЗ являются 164 государства.

Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея, которая состоит из делегатов, представляющих государства-члены ВОЗ. От каждой страны выделяется 3 делегата, один из которых является главой делегации. Очередные сессии Ассамблеи созываются ежегодно. Ассамблея определяет направления ВОЗ: рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы работы, бюджет, вопросы приема новых членов и лишения права голоса, назначает генерального директора ВОЗ, рассматривает вопросы сотрудничества с другими организациями, устанавливает санитарные и карантинные требования, правила-стандарты в отношении безвредности, чистоты и силы фармацевтических продуктов.

Согласно Уставу, ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в международной работе по З/О, разрабатывает и совершенствует международные стандарты, номенклатуру и классификации, проводит медицинские исследования и т.д. Сотрудничает с большим количеством (около 120 ) неправительственных международных организаций, в том числе с Лигой обществ Красного Креста, Международным обществом реабилитации, Европейской медицинской ассоциацией, Советом международных медицинских научных организаций и др.

ВОЗ – разработала программу «Здоровье для всех к 2000 году», стратегию здоровья, которая дала бы возможность каждому человеку, каждой семье вести здоровый, продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

Начала функционировать 7 апреля 1948 г., когда 26 государств — членов ООН ратифицировали ее Устав.

Цели и виды деятельности.

Цель ВОЗ, изложенная в ее Уставе, заключается в достижении всеми народами возможно высшего уровня здоровья. С 1977 г., когда Всемирная ассамблея здравоохранения установила в качестве первоочередной задачи ВОЗ «Обеспечение здоровья для всех к 2000 году», была разработана глобальная стратегия для выполнения этой задачи. Стратегия, которая требует объединенных усилий правительств и народов для ее осуществления, основана на принципе первичной медико-санитарной помощи, включающей восемь основных элементов: просвещение в отношении преобладающих проблем охраны здоровья; надлежащее обеспечение продовольствием и питание; безопасная для здоровья вода и санитария; охрана здоровья матери и ребенка, включая планирование семьи; иммунизация от основных инфекционных болезней; профилактика местных заболеваний и контроль над ними; надлежащее лечение распространенных болезней и травм; обеспечение основными лекарственными средствами.

ВОЗ помогает странам укреплять их системы здравоохранения путем создания инфраструктуры, особенно подготовки медицинских кадров, включая медицинские услуги для отдельных лиц, семей и населения в целом, медицинские учреждения, обеспечение основными лекарственными средствами и другими предметами снабжения и оборудованием.

ВОЗ также содействует проведению исследований, необходимых для разработки соответствующей технологии, относящейся ко всем аспектам здравоохранения, включая питание, охрану здоровья матери и ребенка, экологическую безопасность, психическое здоровье, борьбу со специфическими болезнями, предупреждение несчастных случаев, медицинское обслуживание и реабилитацию.

Снабжение безопасной для здоровья питьевой водой и надлежащее удаление отходов для всех — таковы цели Международного десятилетия снабжения питьевой водой и санитарии, которое было провозглашено ООП в 1981 г. и в проведении которого ВОЗ играет важную роль.

ВОЗ проводила всемирную кампанию по обеспечению эффективной иммунизации всех детей к 1990 г. в целях профилактики шести основных инфекционных детских болезней — дифтерии, кори, полиомиелита, столбняка, туберкулеза и коклюша. Она также принимает активное участие в международных усилиях по борьбе с болезнями, сопровождающимися диареей, от которых погибают младенцы и дети младшего возраста.

Глобальные исследовательские программы мод руководством ВОЗ включают осуществляемую в сотрудничестве с ПРООН и Всемирным банком специальную программу исследований и обучения в области тропических болезней (малярия, проказа, шистозоматоз, филяриоз, сонная болезнь и лейшманиоз). Действуя в сотрудничестве со Всемирным банком, ФЛО, ПРООН и несколькими странами-донорами, ВОЗ выполняет широкую программу борьбы с онхоцеркозом, или речной слепотой, распространенной в семи странах Западной Африки.

Руководящим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея здравоохранения, в которой представлены все члены организации.

Она созывается ежегодно для рассмотрения работы организации и принятия решений в отношении политики, программы и бюджета.

В состав Исполнительного комитета входят 30 членов, назначаемых в таком количестве; он действует в качестве исполнительного органа Ассамблеи. Местонахождение: Швейцария, г. Женева.

Всемирный банк — это группа из трех учреждений: Международного банка реконструкции и развития, созданного 27 декабря 1945 г., когда 28 стран подписали соглашения, разработанные на конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, в которой приняли участие представители правительств 44 государств и которая состоялась в 1944 г. в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Гэмншир; Международной финансовой корпорации, созданной в 1956 г., и Международной ассоциации развития, созданной в 1960 г.

Общая цель всех трех учреждений заключается в содействии повышению уровня жизни в развивающихся странах путем направления финансовых ресурсов в эти страны из развитых стран.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был создан для того, чтобы содействовать реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей; поощрять частные иностранные капиталовложения и в тех случаях, когда трудно получить частный капитал на приемлемых условиях, в дополнение к частным капиталовложениям предоставлять займы для целей производства; способствовать долгосрочному сбалансированному росту международной торговли и поддержанию равновесия платежных балансов, поощряя международные капиталовложения для развития производственных ресурсов государств — членов Банка.

В уставе Банка излагаются основные принципы, определяющие его операции: он должен предоставлять займы только для производственных целей (в таких областях, как сельское хозяйство и развитие сельских районов, энергетика, образование, здравоохранение, планирование семьи и питание, шоссейные и железные дороги, электросвязь, городские порты и энергетические установки) и должен уделять надлежащее внимание перспективам погашения задолженности по этим займам; каждый заем должен гарантироваться соответствующим правительством и, за исключением особых обстоятельств, должен предоставляться для конкретных проектов; Банк должен убедиться в том, что необходимые средства невозможно получить из других источников на приемлемых условиях; использование займов не может быть ограничено покупками в какой-либо конкретной стране-члене или странах-членах; решения Банка о предоставлении займов должны основываться только на экономических соображениях.

Банк, подписчиками капитала которого являются его государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из своих заемных средств, которые он получает на мировых рынках, а также из нераспределенной прибыли и за счет платежей в погашение предоставленных им займов. Займы могут быть предоставлены странам-членам, составляющим их политическим единицам или частным коммерческим предприятиям на их территориях. Помимо предоставления займов Банк оказывает широкий круг услуг по технической помощи.

Все полномочия Банка принадлежат Совету управляющих, в который входят по одному управляющему и по одному его заместителю от каждого государства-члена. Совет обычно заседает раз в год. Общее число директоров-распорядителей равно 21; пять из них назначаются государствами-членами, имеющими наибольшее число акций, а 16 избираются управляющими, представляющими остальные государства-члены. Совет управляющих возлагает на директоров-распорядителей осуществление всех полномочий Банка, за исключением тех, которые в соответствии с Соглашением сохранены за Советом. Президент Банка избирается Советом управляющих, председателем которого он является в силу занимаемой им должности.

Международные документы и документы международных организаций о паллиативной медицинской помощи

Правовые и доктринальные основы (как общего, так и специального характера) организации паллиативной медицинской помощи составляют международные документы.

K международным правовым актам и международным документам, действующим в России в силу ч.

1) универсальные (глобальные) международные документы: Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966идр.;

2) региональные международные документы: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950; Конвенция о защите прав человека и достоинства личности в связи с применением достижений биологии и медицины от 04.04.1997 [102] ; Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека [103] и др.

Это интересно:  Способы защиты прав пациентов 2019 год

Основными международными документами в области паллиативной медицинской помощи являются документы Всемирной организации здравоохранения (ряд документов этой организации уже цитировался выше и еще будет цитироваться ниже).

Гарантии права на паллиативную помощь непосредственно установлены/отражены в;

— Европейской хартии прав пациентов от 2002 г. [104] (ст. 11);

— Декларации о политике в области обеспечения прав пациентов в Европе от 1994 г. [105] (ст. 5.10 и 5.11).

Целый комплекс документов, посвященных деонтологическим (ценностным) основам отношения к инкурабельным и умирающим пациентам, основам оказания паллиативной медицинской помощи, был принят Парламентской Ассамблеей Совета Европы и Комитетом министров Совета Европы.

Hac в этих документах более всего интересуют концептуальные моменты, касающиеся природы, пределов и деонтологических (ценностных) оснований паллиативной медицинской помощи.

B Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 29.01.1976 № 779 (1976) «Права больных и умирающих» [106] были выделены следующие важные в контексте рассматриваемой темы проблемы:

— быстрый и постоянный прогресс медицинской науки создает проблемы и даже может создать определенные угрозы по отношению к основным правам человека и личности больных людей; совершенствование медицинских технологий все больше и больше направлено на достижение чисто инструментальных целей, нежели целей гуманного обращения с пациентами (п. 1 и 2);

— продление жизни искусственными средствами зависит в большой степени от такого фактора, как наличие эффективного оборудования, врачи, работающие в больницах, где техническое оснащение позволяет особенно долго обеспечивать продление жизни, зачастую находятся в деликатном положении по поводу продолжения лечения, особенно в случаях, когда прекращение всех функций головного мозга человека является необратимым (п. 8);

— существуют сложности с самостоятельной защитой своих интересов пациентами, особенно в период прохождения ими лечения в крупных больницах (п. 3).

Указанная Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы также зафиксировала набор важных для системы паллиативной медицинской помощи концептуально-ценностных медико-этических моментов:

— врачи обязаны в первую очередь уважать волю больного относительно лечения, которое он должен пройти (п. 4);

— права пациентов на охрану достоинства личности и на неприкосновенность, а также право на соответствующее информирование об их правах должны быть четко определены и гарантированы для всех (п. 5);

— учитывая, что профессия врача поставлена на службу человеку, для охраны здоровья, лечения заболеваний и травм, для облегчения страданий, в уважении к человеческой жизни и человеческой личности, продление жизни не должно быть само по себе исключительной целью медицинской практики, но таковая должна быть направлена также и на то, чтобы облегчить страдания больного (п. 6);

— врач должен стремиться облегчить страдания, но он не имеет права, даже в тех случаях, которые кажутся ему безнадежными, намеренно приближать естественный процесс смерти (п. 7).

B Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 29.01.1976 № 613 (1976) «Права больных и умирающих» [107] также было отражено несколько важных для системы паллиативной медицинской помощи концептуально-ценностных медико-этических моментов:

— действительные интересы больного не всегда наилучшим образом обслуживаются ревностным применением самых современных методов для продления жизни (п. 1);

— умирающие пациенты более всего хотят умереть в мире и с достоинством, по возможности — в комфортных условиях и с поддержкой семьи и друзей (п. 2);

— неопределенность в отношении наиболее подходящих критериев для определения смерти является причиной ненужных мучений больных (п. 3);

— никакие другие интересы не могут быть рассмотрены в сопровождении смерти умирающего, кроме его собственных 136 (п.4).

Рекомендация Комитета министров Совета Бвропы от 24.11.1989 № R (89) 13 «Об организации многопрофильной помощи пациентам, больным онкологическими заболеваниями» 137 подчеркивала важность надлежащего контроля и купирования тяжелых болевых синдромов онкологических больных, а также облегчения других симптомов (раздел «Контроль боли и облегчение других симптомов»).

Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Бвропы от 25.06.1999 № 1418 (1999) «Защита прав человека и достоинства инкурабельных больных и умирающих» 138 , в развитие указанных выше двух документов ПАСЕ 1976 r., обозначила еще несколько важных подходов к вопросу о должном отношении к умирающим:

— прогресс медицины, делающий возможным лечение многих ранее неизлечимых или смертельных заболеваний, совершенствование медицинских технологий и развитие реанимационных методов, позволяющих продлить выживание человека и отложить момент смерти, зачастую сопряжены с пренебрежением к качеству жизни умирающих, игнорированием их одиночества и страданий, также как и страданий их семей и опекунов (п. 2);

— обязательство уважать и защищать достоинство инкурабельных больных или умирающих является естественным следствием признания, уважения и охраны достоинства личности, присущего человеческому бытию на всех этапах жизни. Такие уважение и охрананаходят свое выражение в предоставлении надлежащихусловий, позволяющих человеку умереть с достоинством (п. 5);

— человек нуждаются в защите и поддержке, когда он находится на грани смерти (п. 6):

— факторами, детерминирующими недостаточную защищенность прав и достоинства личности инкурабельных больных и умирающих, в настоящее время являются следующие (п. 7):

136 Авторы настоящего исследования предостерегают от буквального понимания данного положения, поскольку вполне могут быть ситуации, когда допускаются из гуманных соображений отступления от этого подхода. Например, ситуация, когда искусственное продление жизни умирающей беременной осуществляется исключительно в интересах спасения жизни ее еще не родившегося, но живого ребенка. — Прим. авт.

137 Recommendation № R (89) 13 of the Committee of Ministers to member states on the organisation of multidisciplinary care for cancer patients / Adopted by the Committee of Ministers on 24 October 1989 at the 429th meeting of the Ministers> Deputies // ; .

138 Recommandation de lAssemblee Parlementaire du Conseil de l>Europe № 1418 du 25.06.1999 «Protection des droits de l’homme et de Ia dignite des malades incurables et des mourants» // ; .

31 ■ Приложение к журналу «ГлавВрач» Ns 1/2014

• отсутствие доступа к паллиативной помощи и к эффективной системе управления болью;

• нередкое игнорирование необходимости облегчения непосредственно физических страданий и непринятие во внимание психологических, социальных и духовных потребностей;

• искусственное продления процесса умирания посредством использования непропорциональных мер медицинского характера или продолжения лечения без согласия пациента;

• отсутствие непрерывной профессиональной подготовки и психологической поддержки медицинских работников, работающих в сфере паллиативной медицины;

• недостаточные уход и поддержка со стороны родственников и друзей инкурабельных больных и умирающих, которые, если бы это было иначе, облегчали бы страдания человека во всех смыслах;

• страх пациентов потерять свою автономность и стать обузой для своих родственников или медицинских учреждений, став полностью зависимыми от них;

• отсутствие или недостаточность социальных или институциональных условий, в которых человек может спокойно для себя покинуть своих родственников и друзей;

• отсутствие средств и ресурсов для ухода и поддержки инкурабельных больных и умирающих;

• социальная дискриминация лиц во время их умирания и смерти.

B указанной Рекомендации Парламентская Ассамблея Совета Европы призвала государства-члены законодательно обеспечить правовую и социальную защиту от конкретных опасностей и страхов, с которыми инкурабельные больные или умирающие могут столкнуться, и в частности в отношении (п. 8):

— риск возникновения невыносимых симптомов приближающейся смерти (боль, удушье и т. д.);

— риск продления процесса умирания инкурабельного больного или умирающего человека против его воли;

— риск умирания в изоляции и заброшенности;

— риск провести свои последние дни жизни в ощущении того, что ты — обуза для близких и общества;

— риск появления ограничений по поддержанию жизни больного в силу экономических причин;

— недостаточность выделяемых финансовых средств и ресурсов на помощь, уход и поддержку для инкурабельных больных и умирающих.

B свете сказанного Парламентская Ассамблея Совета Европы рекомендовала Комитету министров Совета Европы и государствам-членам уважать и защищать достоинство личности инкурабельных больных и умирающих людей во всех отношениях — путем признания и защиты прав инкурабельных больных и умирающих на комплексную паллиативную помощь, принятия следующих необходимых мер (подп. «а» п. 9):

— обеспечения того, чтобы право на паллиативную помощь было признано юридически в качестве индивидуального права во всех государствах-членах;

— обеспечение равного доступа к соответствующей паллиативной помощи всех инкурабельных больных и умирающих;

— поощрение семей и друзей инкурабельных больных и умирающих на их сопровождение, а также профессиональная поддержка таких их начинаний. Если семьи и/или частные организации оказываются недостаточными или перегруженными, должны быть обеспечены альтернативные или дополнительные формы профессиональной медицинской помощи;

— обеспечение деятельности амбулаторных групп сотрудников хосписов и организаций для оказания доступной паллиативной помощи в домашних условиях в тех случаях, когда возможен амбулаторный уход за инкурабельными больными и умирающими;

— обеспечение сотрудничества между всеми участниками ухода за инкурабельными больными и умирающими;

— обеспечение разработки и внедрения стандартов качества по уходу за инкурабельными больными или умирающими;

— обеспечение того, чтобы, если пациент не выбрал иное, инкурабельный больной или умирающий получал адекватное облегчение боли и паллиативную помощь, даже если такие меры в качестве побочного эффекта будут способствовать сокращению жизни человека;

— обеспечение подготовки врачей, медсестер и психологов и разработка соответствующих инструкций для предоставления согласованной комплексной помощи инкурабельным больным или умирающим;

— создание и дальнейшее развитие центров научных исследований, обучения и подготовки кадров в области паллиативной медицинской помощи, а также в сфере междисциплинарной танатологии;

— обеспечение наличия специализированных подразделений паллиативной помощи, а также хосписов по крайней мере в крупных больницах, благодаря которым паллиативная медицинская помощь может развиваться как неотъемлемая часть любого лечения;

— обеспечение укорененности представлений о паллиативной медицинской помощи в общественном сознании в качестве важной цели медицины.

Немалое значение в развитии системы оказания паллиативной медицинской помощи в Европе сыграли Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 12.11.2003 № Rec (2003) 24 государствам-участникам по организации паллиативной помощи 139 .

Представляются наиболее ценными в концептуальном плане нижеследующие положения этого документа:

— паллиативная помощь является неотъемлемым элементом права граждан на получение медицинской помощи (преамбула);

139 Recommendation of the Committee ofMinisters Rec (2003) 24 to member states on the organisation of palliative care / Adopted by the Committee ofMinisters on 12 November 2003 at the 860th meeting of the Ministers> Deputies // ; .

Выборка дана в авторском переводе, но доступны также другие переводы этого документа на русский язык: ; .

— пациент должен играть центральную роль в системе здравоохранения; граждане должны обязательно участвовать в принятии решений, касающихся их здоровья (преамбула);

— уважение и защита достоинства личности инкурабельного больного или умирающего человека подразумевает прежде всего обеспечение надлежащего ухода в соответствующем окружении, чтобы позволить ему умереть с достоинством (преамбула);

Это интересно:  Статья 109 ч 2 2019 год

— паллиативная помощь представляет собой активную комплексную помощь пациентам с запущенными и прогрессирующими заболеваниями, направленную на контроль болевых и других симптомов и на обеспечение поддержки в решении психологических, социальных и духовных проблем, на обеспечение наилучшего качества жизни пациентов и их семей (преамбула);

— целью паллиативной помощи не является ни приближение, ни отсрочивание смерти; паллиативная помощь является подходом, который ориентирован на жизнь, но также основан на идее, что смерть является нормальным процессом, и не руководствуется отчаянием или фатализмом (преамбула);

— каждый человек в конце жизни желает, чтобы медицинские работники уважали его достоинство личности и оказывали ему профессиональную помощь, позволяющую сохранить достоинство личности и автономность, облегчить проявления болезни и обеспечить максимально возможные комфортные условия (преамбула);

— паллиативная помощь не предназначена для больных только с каким-то конкретным заболеванием и охватывает период от постановки диагноза прогрессирующей болезни до смерти пациента, длительность периода ее оказания может варьироваться от нескольких лет до нескольких недель или (реже) дней; паллиативная помощь не синонимична терминальной помощи, но включает такую помощь (раздел «Общие соображения» Приложения).

B Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 28.01.2009 № 1649 (2009) «Паллиативное лечение: образец инновационного подхода к здравоохранению и социальной политике» [108] также были отражены некоторые деонтологические основы паллиативной медицинской помощи:

— паллиативное лечение является существенным и социально инновационным дополнением к методам лечения, базирующимся на новейших научных разработках, когда индивидуальное самочувствие пациента является вторичным по отношению к цели излечения болезни, при этом оно сопряжено с ограничениями, связанными с курсом лечения, а иногда и с тяжелыми побочными последствиями (п. 1);

— необходимость паллиативного лечения определяется тем, что, несмотря на высокие стандарты и огромные затраты, современная медицина не способна удовлетворить жизненные потребности многих людей, находящихся на заключительных этапах жизненного пути (тяжелобольных, страдающих хроническими заболеваниями, пациентов, нуждающихся в интенсивном индивидуальном уходе) (п. 4);

— паллиативное лечение учитывает изменения в нашем восприятии здоровья и болезни и не предполагает, что лечение болезни является предварительным условием свободного волеизъявления и участия в жизни общества. Соответственно способность к самостоятельной жизни является требованием, относящимся к субъективному восприятию «здоровья», заставляющему людей в том числе принимать самостоятельные решения о том, что делать со своей болезнью и как встречать смерть (п. 5);

— паллиативное лечение позволяет людям, страдающим тяжелыми заболеваниями, страдающим от боли или ощущающим безысходность, свободно изъявлять свою волю, позволяет непосредственно реализовать гуманитарные и гражданские права, а также право на участие в решении своей судьбы вплоть до самой смерти (п. 6);

— существует насущная необходимость в более широком применении этого инновационного метода лечения и ухода; помимо инкурабельных больных, паллиативное лечение должно стать доступным тяжелобольным и страдающим хроническим заболеваниями, а также всем, кому требуется интенсивный индивидуальный уход и кому такой подход может принести пользу (п. 7);

— паллиативное лечение может рассматриваться в качестве надлежащего метода ухода, разработанного для практического применения и включающего в себя ориентированный на больного комплекс лекарственного лечения и ухода, а также предоставление других медицинских услуг и социальной помощи. Например, он включает в себя успешное привлечение добровольцев и возможность при необходимости предоставлять ПОМОЩЬ B социальной, психологической и духовной сферах. Для отдельного пациента это может оказаться важнее, чем медицинское лечение в более узком смысле (п. 8);

— паллиативное лечение также предоставляет больным, лишившимся надежды, перспективу достойной смерти, если у них появится возможность отказаться от продолжения лечения, принимать анальгетики и пользоваться социальной помощью (п. 13).

Деонтологические основы оказания паллиативной медицинской помощи и организации системы паллиативной медицинской помощи отражены и в документах так называемого «мягкого международного права» — документах международных неправительственных организаций, в том числе в следующих:

— Международная декларация о помощи умирающим — Корейская декларация хосписной и паллиативной помощи от 18.03.2005 [109] ;

— Венецианская декларация — Декларация по продвижению глобальной инициативы по научным исследованиям в области паллиативной помощи Европейской ассоциации паллиативной помощи и Международной ассоциации хосписной и паллиативной помощи от 2006 года [110] ;

— Будапештская декларация Европейской ассоциации паллиативной помощи от 07.07.2007 [111] ;

— Познаньская декларация о развитии паллиативной помощи в Восточной Европе от 1998 года;

— Совместная декларация и формулировка обязательств по вопросу паллиативной помощи и лечения боли как права человека [112] .

WHO – World Health Organization / Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

____________________________________________

WHO – World Health Organization

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

20 Avenue Appia,

1211 Geneva 27, Switzerland

WHO – организация, работающая в рамках ООН, способствующая улучшению и координирующая деятельность структур системы здравоохранения стран-членов на международном уровне.

Толчком к возникновению такой организации как Всемирная организация здравоохранения, послужила вспышка холеры, охватившая всю Европу в 1830г. Она настолько всполошила общественность, что государства, решили принять меры, созвав первую в истории международную санитарную конференцию с целью создания международной санитарной конвенции. Попытка не дала результата.

1898г. – совершенна вторая, более удачная попытка, конвенция ратифицирована, но исключительно относительно холеры. Спустя пять лет принята подобная конвенция относительно чумы.

1902г. – создано международное санитарное бюро (Вашингтон, США). Позднее преобразовавшаяся в Панамериканскую организацию здравоохранения.

1907г. – открыто Международное бюро общественной гигиены (Париж, Франция), в которое вступили 12 государств, 9 из низ – государства Европы.

1919г. – основана Лига Наций (Женева, Швейцария), кроме всех прочих вопросов, занималась решением вопросов здравоохранения на международном уровне.

1945г. – сделаны первые шаги на пути к учреждению ВОЗ. ООН принята декларация о создании Организации здравоохранения. Право оформления структурного подразделения организации передано Генеральной Ассамблеи ООН. В свою очередь, ООН передали свое право Экономическому и Социальному Совету, принявшему резолюцию, в которой говорилось о необходимости созвать международную конференцию (15 февраля, 1947), чтобы решить какими вопросами должна заниматься, какие процедуры будет использовать ВОЗ. Резолюция предусматривала создание подготовительного комитета ответственного за организацию международной конференции, предположительно должна была привести к созданию ВОЗ. На конференции принято несколько резолюций и проект устава будущей Организации. Принято решение, что именно правительство государств ответственны за уровень здоровья собственных граждан и Организации Здравоохранения обязаны предоставлять качественные услуги охраны здоровья.

19 июля 1946г. – на конференции, собранной в Нью-Йорке, одобрен текст устава ВОЗ.

7 апреля 1948г. – 26 государств ратифицировали устав Всемирной организации здравоохранения, таким образом, Организация была официально учреждена.

Главная роль ВОЗ состоит в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья всего мирового населения.

•формулирует принципы и стратегические направления политики в области охраны здоровья, основываясь на правовых и этических нормах;

• координирует вопросы, имеющие приоритетное значение для обеспечения здоровья всего мирового сообщества;

• участвует в развитии партнерских связей на основе взаимосотрудничества, для проведения необходимых совместных мероприятий;

• составляет перспективные планы научных исследований и разработок в области медицины, стимулирует распространение полученных ценных результатов научно-практических изысканий, их внедрение в практическое здравоохранение;

• содействует внедрению и применению норм и стандартов, проводит мониторинг выполнения требований нормативных документов;

• оказывает техническую поддержку, стимулирует проведение реформ систем здравоохранения государств, способствует формированию устойчивого институционального потенциала;

• проводит мониторинг эпидситуации по заболеваемости населения в странах мира, оценивает результаты мониторинга.

Устав ВОЗ был принят на Международной конференции здравоохранении в Нью-Йорке (США) в 1946 году. Документ насчитывал 9 основополагающих принципов. Пункты Устава гласят о том, что под здоровьем понимается полное физическое и душевное социальное благополучие, а не одно лишь отсутствие болезней и физических недугов. Каждый человек имеет право на обладание наивысшим уровнем здоровья вне зависимости от его расовой принадлежности, политических и религиозных убеждений, социального и экономического статуса. Одним из главных факторов в достижении абсолютного мира и безопасности является здоровье каждого народа. Так же в уставе Организации говорится о том, что заслуга любого государства в сфере здравоохранения является ценным для всех народов, так в свою очередь низкий уровень развития какого-либо государства в области охраны здоровья, его не эффективная борьба с болезнями предоставляет угрозу для всех. Первостепенной важностью считается здоровое и гармоничное развитие каждого ребенка. Последние пункты устава ВОЗ гласят о том, что для достижения наивысшего уровня здоровья необходимо предоставить возможность каждому народу пользоваться всеми достижениями медицины и другими близкими ей науками. Не менее важным для улучшения качества жизни народа является просвещение общественности. Каждое государство несет ответственность за здоровье своего народа и обязано проводить, как мероприятия в области здравоохранения, так и социального характера.

Охрана здоровья в морской отрасли

Моряки постоянно сталкиваются с угрозами для здоровья, так как они длительно живут и работают вдали от берега, поэтому ВОЗ, активно выступает за улучшение охраны здоровья и безопасности труда мореплавателей.

Конвенция о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков была подготовлена при взаимосотрудничестве ВОЗ, Международной морской организации (IMO) и Международной организация труда (ILO).

Международное руководство по судовой медицине, подготовлено ВОЗ совместно с МОТ и ИМО в 2007г. Документ содержит рекомендации, нацеленные на укрепление здоровья мореплавателей, предназначено специалистам, оказывающим первичную медпомощь заболевшим или травмированным морякам.

Справочник лекарственных средств

«Судовая аптека» – важный раздел Международного руководства по судовой медицине. В нем приведен рекомендуемый список лекарственных препаратов, которые должны иметься на судне, описаны показания к применению и дозировка этих медпрепаратов.

Руководство по судовой санитарии – глобальный кодекс санитарных требований к постройке и эксплуатации морских судов. Основная цель документа – стандартизация санитарных мер и предотвращение заноса инфекционных заболеваний в благополучные в эпидемиологическом отношении страны. Руководство описывает изменения в проектировке, строительстве и габаритах кораблей, произошедшие с 60-х гг. XX в. и новые инфекционные заболевания, изученные после 1967г., когда впервые было издано руководство. В документе акцентировано внимание на роли судов в распространении инфекционных и паразитарных болезней, важности соблюдения карантинных мер в судоходной отрасли. Руководство поможет представителям местных органов власти, разработать методы контроля факторов риска, чтобы избежать заноса особоопасных инфекционных заболеваний на территорию государств. Последнее издание содержит справочный материал технического характера для контролирующих органов, операторов судоходных линий , судостроителей, помогающий разобраться и оценить воздействие конструкции судов на здоровье человека .

Руководство по инспектированию судов и выдаче судовых санитарных свидетельств направлено на устранение рисков заноса инфекций, обеспечивая применение стандартных подходов при возникновении на судне ситуаций, несущих возможную угрозу для здоровья людей, принятых мерах профилактики и своевременном информировании соответствующих органов. Руководство нацелено повысить эпидемиологическую осведомленность судоходных операторов и способствовать принятию необходимых мер при возникновении неблагоприятных эпидситуаций, а также делает возможным проводить плановую оценку эпидситуации и санитарно-гигиенического состояния на судне каждое полугодие.

Это интересно:  Права пациента при обращении к врачу 2019 год

Основные направления деятельности ВОЗ :

Функционирующие системы здравоохранения государств обеспечивают эффективную реализацию программ ВОЗ, за ходом выполнения которых осуществляется мониторинг, отслеживается ситуация по заболеваемости населения в регионах и мире, изучая, на основе полученных данных мониторинга, тенденции дальнейшего развития здравоохранения, обобщая информационные сведенья об уровне заболеваемости населения. Фактические данные о заболеваемости и эпидемической ситуации в регионах необходимы для оценки и принятия решений по развитию общественного здравоохранения, обеспечения материально-техническими и кадровыми ресурсами. ВОЗ выполняет функции глобального куратора надежности и достоверности результатов мониторингового наблюдения за эпидемической ситуацией и уровнем заболеваемости населения, взаимодействуя с государственными органами, укрепляя механизмы взаимообмена и применения передовых информационно-коммуникационных технологий.

Неинфекционные заболевания: болезни сердечно-сосудистой системы, онкопатологии, заболевания эндокринной система и легких, психические расстройства, травматизм и последствия насилия, являются причиной смертельного исхода в 70% всех случаев смерти в мире. 80% летальных исходов по вышеназванным причинам приходятся на страны с низким доходом населения. Последствия после перенесенных заболеваний наносят большой экономический ущерб и требуют незамедлительного решения по их предупреждению и лечению, поэтому ВОЗ разрабатывает и реализует ряд программ в этом направлении.

Формирование здорового образа жизни

ВОЗ содействует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья человека, привлекая пристальное внимание общественности и правительств к факторам риска: загрязнению окружающей среды, социальному и гендерному неравенству, правовым аспектам. Деятельность Организации нацелена на успешное выполнение запланированных мероприятий в рамках Целей тысячелетия в области развития медицинского обслуживания.

ВОЗ взаимосотрудничает с государствами, стремясь расширить сеть медучреждений, обеспечив доступность медицинской помощи, препаратов для лечения и профилактики при заражении ВИЧ, туберкулезом, малярией, другими тропическими паразитозами, а также над снижением числа заболевших вакциноуправляемыми инфекциями.

Мониторинг эпидемиологической ситуации

В чрезвычайных ситуациях ВОЗ осуществляет координацию мероприятий с целью оказания помощи странам по ликвидации очагов особо опасных инфекционных заболеваний, обеспечивая их выполнение, помогая оценить риски возникновения и распространения инфекционных заболеваний, определить первоочередные цели и помочь разработать стратегии, предоставляя рекомендации, финансирование по мониторингу эпидситуации на территории государств. ВОЗ поддерживает правительства государств в стремлении укрепить национальный потенциал в медицинском секторе, нацеленный предупредить возникновение чрезвычайных ситуаций, своевременно реагировать и ликвидировать последствия катастроф техногенного и природного характера, угрожающих безопасности и здоровью людей.

Деятельность ВОЗ в странах

ВОЗ поддерживает государства в стремлении улучшить эффективность медицинского обеспечения населения, способствуя расширению сети отделений, обеспеченных ресурсами, в странах, где есть необходимость физического присутствия. Другим государствам поддержку оказывают непосредственно сотрудники штаб-квартиры, региональных бюро, субрегиональных офисов.

ВОЗ помогает государствам-членам, координировать деятельность правительств и партнеров, различных фондов, частных структур, общественных организаций по достижению их целей в охране здоровья, содействует реализации национальной политики и стратегий по развитию и укреплению сети медицинских учреждений.

Другие направления деятельности ВОЗ

ВОЗ создает, а так же способствует разработкам национальных программ, проводят политику, направленную на борьбу с вредными привычками, стремится минимизировать количество заболевших и снизить уровень смертности от неинфекционных заболеваний, увеличить среднюю продолжительность жизни, выделяет финансирование на деятельность структур здравоохранения.

ВОЗ ставит перед собой задачи по обеспечению полноправного доступа матерей, детей, подростков, новорожденных к услугам служб здравоохранения, уделяет большое внимание тому, чтобы жизненно-важные и укрепляющие здоровье меры были доступны неблагополучным, неимущим и уязвимым слоям населения. Основными пунктами в программе достижения Цели тысячелетия в области развития (ЦТР) является профилактика и лечение хронических заболеваний и борьба с тропическими болезнями.

Всемирная организация здравоохранения стремится улучшить качество системы здравоохранения государств-членов с целью уменьшения смертности во время кризисов.

К основному перечню действий ВОЗ в условиях критических ситуаций относятся:

-спасение жизней и минимизация страданий людей в периоды критических ситуаций;

-создание партнерства по управлению в период чрезвычайных ситуаций и обеспечение координации между ними;

-разработка руководств для всех видов работ в секторе, где оказываются медицинские услуги в момент чрезвычайных ситуаций;

-укрепляют потенциал структур здравоохранения призванных смягчить последствия бедствий и помогают в установлении определенных действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

-обеспечивают международной поддержкой и принятием странами ответных мер.

Одной из приоритетных задач ВОЗ является сокращение масштабов нищеты. Очень важно, чтобы система здравоохранения охватывали неимущие и не способные получить качественные медицинские услуги группы населения. Для этого ВОЗ предпринимает меры для финансирования служб здравоохранения, а так же предоставление квалифицированного персонала, поставку надлежащего оборудования и оснащение основными лекарственными средствами.

ВОЗ обеспечивает области здравоохранения надежной информацией о последних научных исследованиях по разработке норм и стандартов, проводит мониторинг и оценку ситуации в области здравоохранения, осуществляет всевозможные реформы, нацеленные на улучшение эффективности их работы на международном уровне и на уровне отдельных государств.

Всемирная организация здравоохранения работает и сотрудничает со многими партнерами, включая ООН и другими международными организациями, донорами и гражданским обществом.

ВОЗ реализует более 75 программ, партнерств и проектов. Среди них:

Глобальная инициатива ВОЗ в области школьного здравоохранения , запущенная в 1995г. направлена на мобилизацию и повышение образовательного уровня школьников, пропаганды здорового образа жизни на местном, национальном, региональном и глобальном уровнях. Инициатива направлена ​​ на улучшение здоровья учащихся, школьного персонала, семей и других членов общины через школы.

Целью Инициативы является увеличение числа школ, которые действительно можно назвать школами, содействующими укреплению здоровья, постоянно повышая свой потенциал в качестве здоровой среды для жизни, учебы, работы.

Приборы и оборудование медицинского назначения

ВОЗ инициировала разработку Глобальной рамочной модели по регулированию в области медицинских приборов, включая медицинские изделия для диагностики i n vitro для поддержки государств-членов в обеспечении качества и безопасности медицинских приборов.

Основные медицинское оборудование относится к технологиям, которые обычно считаются важными или необходимыми для конкретных процедур профилактики, диагностики, лечения, реабилитации, осуществляемых в большинстве медицинских учреждений. ВОЗ работает вместе с экспертами, сотрудничающими центрами и государствами-членами, чтобы разработать несколько инструментов для более эффективного распределения ресурсов, отбора, регистрации, безопасного использования, повышения уровня информированности по инновационным технологиям.

Инновационные технологии служат для заполнения существующих пробелов в доступности медицинских технологий для уязвимых групп населения, путем предоставления новых решений проблем со здоровьем, адаптации существующих технологий в конкретных условиях или для нового использования.

Ежегодно проводятся сессии, которые собирает высший орган ВОЗ – Всемирная Ассамблея Здравоохранения ( WHA ). На этих сессиях решается, каким будет основное направление деятельности Организации, утверждается, какого рода работы следует провести в грядущем году, назначается Генеральный директор ВОЗ, определяется бюджет, определяются правила приема в Организацию, и по каким причинам член Организации может быть лишен право голоса. Так же рассматриваются вопросы по сотрудничеству с другими организациями.

Кроме того, в обязанности WHA входит утверждение всевозможных уставов и конвенций. ВОЗ ежегодно проводит контроль над странами-участницами, которые должны отчитываться о своих действиях проведенных ими в сфере здравоохранения и о том каких успехов они достигли в этой области.

Исполнительный комитет – руководящий орган ВОЗ, состоящий из 24 членов. Страны, которые принимают участие в отборе делегатов входящих в Исполнительный комитет, выбирает WHA . Участники ИК избираются сроком на три года. Этот орган имеет право применять крайние меры при случае чрезвычайных ситуаций (эпидемия, стихийное бедствие и др.).

Центральным административным органом ВОЗ является Секретариат, штаб-квартира которого находится в Женеве (Швейцария) и руководит им Генеральный директор.

7 000 сотрудников ВОЗ трудятся в 150 бюро, дислоцированных в странах, 6 региональных бюро и штаб-квартире Организации. Высококвалифицированные специалисты ВОЗ консультируют министерства здравоохранения государств по организационным вопросам предоставления населению медицинской помощи, способствуя расширению основных услуг по ее оказанию и проведению профилактических мероприятий. Сотрудники бюро, совместно с другими специалистами учреждений ООН, неправительственных объединений, представителей пострадавших общин, помогают спланировать и проконтролировать выполнение программ, способствуя мобилизации ресурсов, активно поддерживая работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.

В ВОЗ работают врачи-эпидемиологи, специалисты общественного здравоохранения и служб, оказывающих помощь в чрезвычайных ситуациях, сотрудники научно-исследовательских учреждений, а также высококвалифицированные специалисты, имеющие подготовку в области менеджмента, эксперты по статистическим, экономическим вопросам.

Послы доброй воли – это всемирно известные люди, деятели искусства, киноиндустрии, музыканты, спортсмены, политики, считающие своим долгом внести вклад в деятельность ВОЗ, нацеленную на пропаганду здорового образа жизни людей, повышение осведомленности общества о проблемах здравоохранения и способах их решения.

Послы доброй воли назначаются Гендиректором на срок 2 года. Они сотрудничают с ВОЗ, чтобы привлечь внимание к конкретным медицинским проблемам, оказывающим влияние на здоровье людей.

Поддерживают программы ВОЗ более 700 сотрудничающих центров в 80 государствах мира. Сотрудничающими центрами ВОЗ являются научно-исследовательские учреждения, отделения университетов или академий, которые назначаются Гендиректором для работы в поддержку программ ВОЗ.

Государства, состоящие в членстве ООН, могут стать членами ВОЗ, приняв Устав Организации. Страны, не являющиеся членами ООН, принимаются в члены ВОЗ, если Генассамблея здравоохранения, рассмотрев их заявление о вступлении, утвердит решение большинством голосов. В качестве ассоциированных членов ВОЗ могут быть приняты территории, не имеющие право выступать как субъекты международных отношений. Заявление о вступлении подается от их имени – членом ВОЗ или другим полномочным органом, представляющим эти территории на международном уровне. В членстве ВОЗ состоит 190 стран, включая Украину.

Важной частью деятельности ВОЗ является выпуск специализированной литературы, касающейся различных вопросов в области медицины и здравоохранения.

-Бюллетень ВОЗ – освещает наиболее актуальные вопросы медицины, общественного здоровья.

-Серии технических докладов, содержащих статьи экспертов ВОЗ, комитетов, исследовательских групп.

-Ежегодник мировой санитарной статистики – содержит данные об уровнях смертности, заболеваниях среди населения;

-Тетрадь общественного здравоохранения – содержит результаты различных исследований

-Совместный доклад ЮНИСЕФ-ВОЗ-Всемирного банка: Оценка недостаточности питания детей

Статья написана по материалам сайтов: studme.org, medic.studio, xn--h1ahbi.com.ua.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector