+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Медицинское право в стоматологии 2019 год

2.1. Основные принципы организации медицинской помощи в России.

Здравоохранение – это система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Здравоохранение, являясь сложной социально-экономической системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечивать реализацию важнейшего социального принципа — сохранение и улучшение здоровья граждан, оказание им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.

В настоящее время здоровье рассматривается как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Здоровье следует понимать как один из важнейших ресурсов для ведения благополучной жизни, для удовлетворения физических, психических, социальных, культурных и духовных потребностей. Здоровье населения (общественное здоровье) складывается из здоровья каждого индивида общества. Состояние же здоровья отдельного человека определяет его способность обеспечивать собственное благополучие и реализацию потребностей низшего и высшего порядка и, тем самым, благополучия и благосостояния общества в целом. Состояние здоровья человека определяется многими факторами, а вернее системой факторов, охватывающей условия, которые зависят от сферы здравоохранения (либо на которые здравоохранение может воздействовать), так и на те условия, на которые здравоохранение не может оказывать изменяющего воздействия.

Система здравоохранения традиционно относится к области оказания социальной помощи. В связи с этим, при социальной направленности деятельности государства, здравоохранение занимает одно из центральных мест в обществе, так как обеспечивает поддержание определенного уровня здоровья граждан и «. опосредованно определяет экономическое и социальное благополучие общества».

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья и ее основная часть – здравоохранение, представляет собой неоднородную систему. В соответствии с действующим законодательством в России выделяют государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относятся: Министерство здравоохранения РФ, соответствующие органы на уровне субъектов РФ, Российская академия медицинских наук (РАМН), которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики России, выполнению принятых на себя обязательств по развитию медицинской науки.

В эту систему входят находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические учреждения, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и др.

Муниципальная система здравоохранения включает в свой состав муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические, аптечные и другие учреждения и предприятия.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные организации, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Финансирование здравоохранения осуществляется за счет бюджетов различных уровней, средств медицинского страхования (обязательного и добровольного), иных источников (непосредственной оплаты услуг пациентами, кредитов банков на медицинскую помощь, благотворительной помощи и др.).

Бюджетное финансирование направлено на обеспечение гарантий доступности отдельных видов медицинской помощи, выполнение социально значимых целевых программ, эффективную реализацию «особых» функций системы здравоохранения в целом (санитарно-эпидемиологическое благополучие, принудительное лечение отдельных категорий граждан и др.) специализированными учреждениями и организациями.

Финансирование за счет средств медицинского страхования – один из основных источников денежных средств системы здравоохранения. Медицинское страхование – это форма защиты интересов населения в области охраны здоровья. Цель медицинского страхования – обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ПРАКТИКИ

СТОМАТОЛОГИИ

ДАНИЛОВ Егор Олегович
кандидат мед. наук, доцент, заведующий кафедрой медицинского менеджмента СПбИС

В монографии систематизированно изложен современный взгляд на правовое регулирование стоматологической практики. Особое внимание уделено рассмотрению правовых аспектов предоставления стоматологических услуг, оформлению договорных отношений, предупреждению и разрешению возможных конфликтов с пациентами. Освещены вопросы экспертизы качества в стоматологии, юридической ответственности и страховой защиты врачей. Используется российский и зарубежный опыт, даются практические рекомендации.

Монография предназначена для руководителей стоматологических учреждений, практических врачей, научных работников, аспирантов, клинических ординаторов и студентов, интересующихся проблемами медицинского права и организации здравоохранения.

© Е.ОДанилов, 2002 ©Санкт-Петербургский институт стоматологии

Содержание

Введение

Глава 1. Из истории вопроса

Глава 2. Система правового обеспечения стоматологической практики

Глава 3. Правовой статус субъектов стоматологической помощи

Глава 4. Легализация стоматологической практики

1. Допуск к медицинской деятельности

2. Государственная регистрация и аккредитация

3. Разрешение на занятие частной стоматологической практикой

4. Аттестация специалиста на присвоение квалификационной категории

6. Режим действия лицензии

7. Последствия осуществления деятельности без лицензии

Глава 5. Организационно-правовое обеспечение стоматологической услуги

1. Правовая природа стоматологических услуг

2. Стандартизация и стандарты качества в стоматологии

3. Гарантийные обязательства в стоматологии

5. Экспертиза временной нетрудоспособности в стоматологии

Глава 6. Правовой режим продажи стоматологической услуги

Глава 7. Договор возмездного оказания стоматологических услуг

1. Правовая суть договора

2. Форма договора

3. Содержание договора

4. Способ заключения договора

5. К разбору практики заключения договоров

Глава 8. Соблюдение прав пациента как основа бесконфликтной практики

1. Право на уважительное и гуманное отношение

2. Право на выбор врача и клиники

3. Право на обслуживание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям

4. Право на проведение консилиума и консультаций

5. Право на облегчение боли

6. Право на сохранение врачебной тайны

7. Право на получение информации о своем здоровье

8. Право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

9. Право на отказ от медицинского вмешательства

10. Право на получение услуг в рамках программ медицинского страхования

11. Право на возмещение ущерба

Глава 9. Правовая оценка профессиональной ошибки в стоматологии

Глава 10. Экспертиза качества в стоматологии

1. Ведомственный контроль качества

2. Комиссионная клиническая экспертиза

3. Организация вневедомственного контроля

4. Вневедомственная экспертиза качества стоматологической помощи

5. Судебно-медицинская экспертиза

6. Независимая медицинская экспертиза

Глава 11. Юридическая ответственность в стоматологии

1. Общие вопросы деликтной ответственности

2. Уголовная ответственность

3. Гражданско-правовые механизмы возмещения вреда

4. Порядок возмещения вреда здоровью

5. Компенсация морального вреда

Глава 12. Страховая защита стоматологов

Заключение

Литература

Приложения

Введение

На современном этапе развития ро сийского общества особую актуальность приобретают вопросы правовой охраны главных ценностей человека его жизни и здоровья. Законы и иные нормативные акты представляют весьма важными инструментами, посредством которых может быть реализовано право гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленные в Конституции России. Конечно, не все проблемы могут быть решены законами. Однако улучшение в деле охраны здоровья людей невозможно без соответствующей правовой базы

Обеспечение конституционного права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях происходящих в нашей стране социально-экономических реформ и потрясений последних лет является чрезвычайно сложной проблемой. Это всецело касается и такого массового вида медицинского обслуживания, каковым является стоматологическая помощь. Значение данного сектора охраны здоровья определяется прежде всего высокими, и при этом не имеющими пока тенденции к снижению, показателям стоматологической заболеваемости населения.

Болезни зубов и полости рта являются самым распространенным видом патологии человеческого организма Практически все люди (98-99%) с раннего детства и до глубокой старости нуждаются в тех или иных видах и объемах стоматологической помощи Поэтому как в развитых, так и в развивающихся странах мира стоматологическая служба потребляет примерно 10% и более всех финансовых ресурсов здравоохранения. В России же финансирование стоматологической помощи в основном обеспечивается прямыми платежами самих пациентов, а государство выделяет на эти цели менее 4% от общего объема т.н. консолидированного бюджета здравоохранения. Такое обстоятельство весьма наглядно свидетельствует об имеющей место недооценке проблем практической стоматологии со стороны органов управления здравоохранением. Видимо, в определенной мере это связано с тем, что практически все организационные решения в органах исполнительной власти, как правило, принимаются людьми, не имеющими достаточных знаний в области стоматологии и представляющими в основном иные базовые врачебные квалификации (врачи-лечебники, санитарные врачи, педиатры). Несмотря на то, что любому специалисту с высшим медицинским образованием должно быть известно о роли и значении факторов состояния органов и тканей полости рта для здоровья человеческого организма в целом, представляется маловероятным, что врач другой специальности (не стоматолог) отдаст когда-либо свое предпочтение проблемам организации стоматологической помощи при определении приоритетов развития системы здравоохранения.

К сожалению, в нашей стране сегодня есть все основания для констатации факта серьезного отставания уровня правового обеспечения служб охраны здоровья от требований времени. Необходимо согласиться с мнением президента Стоматологической Ассоциации России, главного стоматолога Минздрава РФ профессора В.К.Леонтьева, что серьезная законодательная и распорядительная база, которая могла бы стать основой работы здравоохранения в новых, рыночных условиях хозяйствования, еще не создана. Фактически отечественная система здравоохранения в новых условиях функционирует, зачастую используя старые методы, опираясь на прежние, главным образом подзаконные, нормативные акты, руководствуясь устаревшими подходами и стереотипами. Отчасти это обусловлено тем, что руководство здравоохранением и принятие управленческих решений в основном осуществляется прежней номенклатурой.

Видимо, известную долю моральной ответственности за несовершенство нормативной базы здравоохранения наряду с нашими законодателями и чиновниками должны нести и представители отечественной юридической науки, в центре внимания которых зачастую находятся вопросы правового регулирования более конъюнктурных, чем медицина, сфер деятельности, как, например, банковская, внешнеэкономическая или страховая. Между тем правовые аспекты жизни и здоровья человека, то есть тех первичных ценностей, без которых другие интересы вообще не имеют существенного значения, очень редко попадают в поле зрения российских законодателей и правоведов.

Глава 1. Из истории вопроса

Отечественное законодательство в области здравоохранения формировалось на протяжении многих столетий. Еще в XI в. в Уставе великого князя Владимира Святославовича было определено и узаконено правовое положение врачей. В дальнейшем (XII в.) Русская правда» Ярослава Мудрого закрепила право медицинской практики на территории Киевской Руси.

Первое упоминание о нормативной регламентации медицинской помощи в Русском государстве относится к XVI в., когда при царе Иване Грозном был разработан законодательный сборник «Стоглав», большой раздел которого касался правил содержания больниц. В тот же период с целью надзор за медицинской деятельностью была организована Аптекарская палата (в дальнейшем — Аптекарский приказ), а для зубоврачебной помощи были специально выписаны из Англии аптекари и цирюльники [40].

Значительное продвижение зубоврачебное дело получило в период реформ Петра Великого, который в 1710г. впервые ввел в официальный оборот звание «зубной врач». Позднее, определенную роль в развитии отечественной стоматологии сыграли основанные в 1733 г. госпитальные школы, выпускники которых, кроме всего прочего, имели навыки в оказании зубоврачебной помощи [18].

Первыми признанными специалистами зубоврачебного дела в России XVIII в. были приезжие иностранцы [23, 41]. Однако еще на протяжении долгого времени услуги зубоврачебного характера в основном фактически нелегально продолжали оказывать представители сторонних профессий банщики, цирюльники, мозольные операторы, ювелиры, граверы и т.д., и т.п Так, в Петербурге в XVIII в. из числа иностранцев, практикующих различные виды зубоврачебной помощи, только трое имели официальное разрешение Медицинской коллегии [91]. Тем не менее в начале XIX в. ряды зубных врачей-иностранцев, по выражению А. П. Левицкого (1900) «начинают поподняться русскими зубными врачами, уже в России получившими свою подготовку».

С 1809 г. начинает издаваться «Российский медицинский список», содержащий сведения о специалистах в различных областях медицины, в том числе и в области зубоврачевания. В первом издании этого документа числилось всего 18 дантистов, что составляло менее 1% от общего числа всех официально зарегистрированных в стране врачей [31, 32].

Важно отметить, что зубоврачебные кадры в России длительное время готовились путем индивидуального ученичества в кабинетах частнопрактикующих врачей. При этом, согласно циркуляру, утвержденному императором Александром I в 1810г., получить право на работу в качестве «зубного лекаря» можно было только после специального экзамена при Медико-хирургической академии или Университете. Очевидный дефицит «зубных лекарей» привел к тому, что в 1829 г. был опубликован закон, разрешающий женщинам заниматься зубоврачеванием [96].

Это интересно:  Права и обязанности главной медицинской сестры 2019 год

В своде законов Российской империи, изданном в 1832 г., специалисты по зубным болезням определялись как «зубные врачи», а в законе 1838 г. — как «дантисты». Требования, предъявляемые к ним в те времена, были очень невысокие. В России тогда еще не было специальных учебных заведений по подготовке зубных врачей. Эта проблема была критически проанализирована Я.Л.Джемс-Леви в работе «О дантистах» (1877), где отмечалось, что российское законодательство в отношении зубоврачебного дела совершенно не соответствовало состоянию научных знаний и требованиям жизни

того периода [91].

Начало самостоятельного зубоврачебного образования в России относят к 1881 г., когда дантистом Ф.И.Важинским в Санкт-Петербурге была открыта «Первая русская школа для изучения зубоврачебного искусства» [32, 65]. Вслед за этим аналогичные учебные заведения открылись в других крупных городах страны, и к 1898 г. на ее территории насчитывалось уже более 20 зубоврачебных школ.

После принятия в 1912 году закона о страховании рабочих на случай болезни в России по существу начала складываться система обязательного медицинского страхования. Несмотря на ограниченный характер этого закона, распространявшего свое действие только на 20% лиц наемного труда, в целом он имел весьма важное значение для оформления правовой базы отечественного здравоохранения [22]. Причем особая роль в создании условий для решения проблемы организации помощи застрахованным отводилась зубоврачебной корпорации, что было чрезвычайно важно, если принять во внимание фактическое отсутствие специальных стоматологических клиник, за исключением единичных зубамбулаторий в отдельных городах Российской Империи [27, 37].

Надо признать, что начало масштабной государственной организации стоматологической помощи населению относится к советскому периоду отечественной истории. В 1918 г. Наркомздрав принял целый пакет соответствующих нормативных актов, включая «Положение о зубоврачебной подсекции комиссариата и ученой одонтологической комиссии» и постановления «О государственной организации зубоврачебной помощи в Республике», «О реформе зубоврачебного образования», «Об учете зубоврачебных и зуботехнических материалов», «Об образовании зубоврачебных ячеек при медико-санитарных отделах губсовдепов». На основании этих документов в первые годы советской власти был осуществлен целый ряд мер, в том числе и весьма радикальных, по перестройке старого частнокабинетного зубоврачевания в единую государственную систему стоматологической помощи [23,31,65].

К началу 30-х годов в стране функционировали различные типы стоматологических учреждений, включая специальные зубоврачебные амбулатории (общего пользования, для застрахованных и школьно-профилактические), зубоврачебные кабинеты при больницах и общих амбулаториях, частные зубоврачебные кабинеты и самостоятельные зубопротезные учреждения [23]. По Приказу Наркомздрава от 09.06.1935 г. №468 во многих крупных городах были открыты стоматологические институты и факультеты, а также курсы переквалификации зубных врачей в стоматологов [30]. На состоявшейся летом 1940 г. коллегии Наркомздрава СССР было принято решение о переходе с 1943/44 учебного года на подготовку специалистов стоматологического профиля только через систему стоматологических институтов. Но реализации запланированных мероприятий помешала война.

После войны Министерством здравоохранения СССР был издан ряд приказов, посвященных различным аспектам организации стоматологической помощи (от 03.07.46 №417; от 10.09.47 №363; от 31.12.47 №550; от 27.07.49 №549; от 04.02.50 №87 и др.). Так например, Приказом от 10.09.1947 г. №36:

была установлена необходимость организации отделов, секторов и инспекций по стоматологической помощи в составе лечпрофуправлений и должностей внештатных областных и городских стоматологов при всех соответствующих отделах здравоохранения [95].

В 50-е годы наметилась характерная для дальнейшего развития отечественной стоматологической службы особенность, заключающаяся в организации крупных поликлиник. В Постановлении Совета Министров СССР от 12.08.1961 г. №738 «О мерах по улучшению стоматологической помощи населению» были отмечены факты, свидетельствующие об отставании стоматологической службы, и определена программа по преодолению имеющихся недостатков. Конкретные пути осуществления этой программы были предусмотрены Приказом Минздрава СССР от 02.09.1961 г. №386.

Принятые в 1976 г. Постановление Совета Министров СССР №916 «О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению» и одноименный Приказ Минздрава СССР за №1166 предполагали дальнейшее наращивание сети стоматологических учреждений, переход к участковому принципу стоматологического обслуживания, организацию круглосуточной неотложной стоматологической помощи в крупных городах страны, проведение эксперимента по учету труда врачей на основании фактически выполненной работы, а не в зависимости от числа посещений. Кроме того, Приказом были утверждены «Положение о стоматологической поликлинике» и примерные должностные инструкции сотрудников стоматологических поликлиник.

Для 80-х годов характерно продолжение экстенсивного роста сети стоматологических учреждений, в результате чего число стоматологических поликлиник увеличилось за 10 лет в 1,6 раза, а обеспеченность врачами стоматологического профиля составила к 1990 г. в среднем 4,9 на 10 тысяч населения. Однако стоматологическое обслуживание в связи с этим практически не улучшилось [6, 38,44]. Отставание системы организации и качества стоматологической помощи от достижений медицинской науки и возможностей практики констатировалось в Приказе Минздрава СССР от 12.06.1984 г. №670. Там же признавалось, что сложившаяся негативная ситуация является следствием невнимания и низкого уровня руководства стоматологической службой со стороны органов здравоохранения. В целях оптимизации данного положения приказ предусматривал целую программу конкретных мероприятий по различным аспектам управления, а также кадрового и материально-технического обеспечения.

В связи с изданием Приказа Минздрава СССР от 25.01.1988 г. №50 стоматологические учреждения перешли на новую систему учета работы врачей, проводящих терапевтический, хирургический и детский приемы, по условным единицам трудоемкости (УЕТ), являющихся своего рода экономическим эквивалентом трудозатрат на выполнение клинических мероприятий по стоматологическому обслуживанию. Настоящий приказ также предусматривал совершенствование организации амбулаторного приема на принципах максимального объема помощи в одно посещение. Однако предоставление со стороны Минздрава СССР (Приказы: от 8.05.1987 г. №647; от 22.07.1987 г. №902; от 13.08.1987 г. №955; от 10.02.1988 г. №90) дополнительных прав руководителям органов и учреждений здравоохранения по введению индивидуальных для регионов штатных нормативов должностей и норм нагрузок привело, в результате, к сокращению как общего числа посещений, так и объема помощи, оказываемой одному больному за одно посещение. Таким образом, вторая половина 80-х годов характеризуется снижением всех основных показателей деятельности государственной стоматологической службы [44].

В 1988 г. было принято несколько нормативных актов, призванных определить дальнейшее развитие практической стоматологии в нашей стране. Так, в частности, изданный Минздравом СССР совместно с Госкомитетом СССР по народному образованию Приказ от 11.08.1988 г. №639/271 был посвящен мерам по профилактике стоматологических заболеваний в организованных детских коллективах. Другим своим Приказом от 18.11.1988 г. №830 Минздрав СССР утвердил «Комплексную программу развития стоматологической помощи в СССР до 2000 года». Однако большая часть намеченных этими документами мероприятий, к сожалению, так и осталась на бумаге.

С принятием в 1991 г. и введением в действие в полном объеме с 1993 г. Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» по существу произошло изменение государственной политики в сфере организации охраны здоровья населения, началось формирование новых социально-экономических отношений в системе лечебно-профилактической помощи с интеграцией ее в реальную, и при этом весьма жесткую, экономическую среду [85]. Переход к системе медицинского страхования сопрововождался развитием соответствующей нормативной базы.

Необходимо отметить, что в советский период истории страны вопрос развития стоматологии в основном регламентировались государством через различные подзаконные нормативные акты (декреты, постановления приказы, циркулярные письма и т.д.). В 1969 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, а в 1971 Закон РСФСР «О здравоохранении». В известной мере эти документы значительно способствовали совершенствованию правовых основ здравоохранения.

Изменение ситуации в стране в начале 90-х годов и наличие явных противоречий в законодательном обеспечении многих вопросов, связанных охраной здоровья и функционированием области здравоохранения, вызвал необходимость создания новой правовой базы. В связи с этим 22 июля 1993г. были приняты Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан», в которых согласно международным правовым нормам закреплен приоритет прав человека в сфере охраны здоровья, восстановлено нарушенное равновесие между интересами личности и общества определены права пациентов, отсутствующие в прежнем советском законодательстве. Таким образом, новая правовая база в здравоохранении сегодня уже является объективной реальностью в виде действующих Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» и некоторых других федеральных законов. Правда, они охватывают еще далеко не все проблемы отношений человека и медицинской сферы.

Глава 4. Медицинская документация в стоматологии

Решение многих задач организации стоматологической практики немыслимо без анализа сведений, содержащихся в медицинской отчетной и учетной документации клиники. Следует отметить, что наряду с медицинскими стандартами этот анализ является также важнейшим средством контроля качества стоматологической помощи.

Анализ материалов медицинской документации осуществляется для:

1) совершенствования организации работы врачей, текущего и перспективного планирования деятельности клиники, ее ресурсного обеспечения;

2) определения эффективности различных методов лечения и диагностки, новых медицинских технологий и новых форм организации труда персонала;

3) оценки всех компонентов качества оказания стоматологической помощи пациентам.

Применение в стоматологической практике первичной медицинской документации позволяет получить необходимую информацию, по результат анализа которой можно определить целый ряд количественных и качественных показателей, характеризующих клинические аспекты работы как отдельных врачей, так и всей стоматологической клиники в целом.

В государственных учреждениях здравоохранения основную работу организации первичного статистического учета выполняют кабинеты медицинской статистики. В частных клиниках этим занимаются, как правило, сами руководители.

В настоящее время стоматологические учреждения используют различные формы первичной медицинской документации, однако особого внимания среди них заслуживает «Медицинская карта стоматологического больного» (форма №043/у).

Указанный документ представляет собой тетрадь формата А5 и заполняется при первичном обращении больного в поликлинику. Согласно типовой инструкции по заполнению карты паспортные данные пациента должны указываться в ней медицинской сестрой в кабинете первичного врачебного осмотра или регистратором. Диагноз и все последующие разделы карты должны заполняться непосредственно врачом.

После завершения обследования больного, проведения необходимых кли-нико-лабораторных исследований и их анализа в строке «диагноз» на титульном листе карты лечащим врачом проставляется окончательный диагноз. В последующем допускается уточнение диагноза, расширение или даже его изменение с указанием соответствующей даты. Диагноз должен быть развернутым, описательным по заболеваниям зубов и полости рта с учетом современных классификаций стоматологических заболеваний. При заполнении зубной формулы допускаются принятые сокращения для обозначения состояния зубов.

Под зубной формулой вписываются дополнительные данные относительно зубов, костных тканей альвеолярных отростков (изменение их формы, положения и т.д.), прикуса. В раздел «лабораторные исследования» для уточнения диагноза вносятся результаты сделанных дополнительных исследований по показаниям.

Записи повторных обращений пациента с данным заболеванием, а также в случае его обращения с новыми заболеваниями, производятся в «дневнике карты». Завершает карту «эпикриз» (краткое описание результатов лечения) и предлагаемые лечащим врачом практические рекомендации (наставления).

В клинике на каждого пациента оформляется только одна медицинская карта, где производятся записи всеми врачами стоматологического профиля, к которым пациент обращался. При обращении к другому специалисту (например, к врачу стоматологу-ортопеду или ортодонту) может возникнуть необходимость внесения изменений в диагноз, дополнений в зубную формулу, в описание стоматологического статуса, обще соматических данных, а также записи всех этапов лечения со своими самостоятельными исходами и наставлениями. Для этого предусмотрено использование специальных вкладышей, которые крепятся к ранее заведенной карте.

Установлено, что при повторных обращениях в клинику через 1-2 года необходимо вновь взять вкладыш (первый лист медицинской карты), отразив в нем сведения о статусе пациента. Сравнение этих данных с предыдущими позволяет сделать заключение о динамике или стабилизации патологических состояний.

Согласно Приказу Минздрава РФ от 31.12.1999 г. №466 «О введении государственного статистического наблюдения за дозами облучения персонала и населения» в медицинскую карту необходимо вносить сведения о дозах лучевой нагрузки, полученной пациентом при проведении рентгенологических исследований. Кроме того, в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 12.09.1997 г. №270 «О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению РФ», каждый пациент должен осматриваться с целью выявления онкологической патологии с внесением соответствующих записей в медицинскую карту. Наряду с этим территориальные органы управления здравоохранением некоторых регионов страны в связи со значительной распространенностью среди населения заболеваний, передающихся преимущественно половым путем, установили обязательное проведение обследования пациентов с использованием метода микроосадочной реакции, о чем также делаются записи в медицинскую карту [8, 9].

Это интересно:  Имеет ли право опекун недееспособного человека работать 2019 год

По инструкции «Медицинская карта стоматологического больного» является юридическим документом, не выдается на руки пациентам, хранится в регистратуре в течение 5 лет после последнего посещения, а затем сдается в архив со сроком хранения 75 лет.

Как известно, форма №043/у была утверждена и введена в действие более 20 лет назад Приказом Минздрава СССР от 04.10.1980 г. №1030. Необходимо отметить, что поскольку данный Приказ утратил силу еще в 1988 г. в соответствии с другим Приказом того же Минздрава СССР от 05. ЮЛ 988 г. №750, формально обязательность применения указанной формы медицинской карты в стоматологической практике весьма условна. Вместе с тем Минздрав РФ, начиная с 1993 г., в своих документах неоднократно ссылался на Приказ Минздрава СССР №1030, делая соответствующие изменение и дополнения, и тем самым признавал его фактически действующим.

Несмотря на все зигзаги и противоречия в действиях Минздрава, рассмотренная выше форма медицинской карты стоматологического больной (№043/у) уже давно нуждается в совершенствовании, поскольку в нынешнем виде она не предполагает отражения тех или иных специфических моментов, свойственных применяемым в современной стоматологической практике новейшим организационным и клиническим технологиям. По этой причине сегодня многие частные стоматологические клиники составляют и используют в работе свои собственные или заимствованные у коллег формы амбулаторных карт и прочей документации, более адекватные реальным потребностям практики.

Вместе с тем не секрет, что некоторые частные клиники вообще игнорируют необходимость ведения медицинских карт [34]. В связи с этим следует отметить, что отсутствие медицинских карт само по себе может серьезно ослабить позицию стоматологической клиники при рассмотрении в суде иска пациента.

Сведения, содержащиеся в медицинской карте пациента, имеют существенное юридическое значение для выяснения обстоятельств оказания стоматологических услуг и оценки их качества. Поэтому записи, сделанные в медицинской карте, представляют собой ценную информацию, которая может послужить одним из основных доказательств по делам, связанным с оказанием медицинской помощи.

Несмотря на очевидное юридическое значение первичных медицинских документов, многие врачи небрежно относятся к ведению амбулаторных карт, что впоследствии нередко приводит к различным организационным и клиническим проблемам.

К числу типичных ошибок, допускаемых при ведении амбулаторных карт в стоматологической практике, относятся следующие:

  • небрежное заполнение паспортной части, вследствие чего в последующем пациента трудно найти, чтобы пригласить на повторный осмотр для изучения отдаленных результатов;
  • недопустимая краткость, использование непринятых сокращений в записях, что может стать причиной различных ошибок, вплоть до оказания неадекватной помощи;
  • несвоевременная запись о выполненных медицинских вмешательствах (некоторые врачи делают запись о лечебных мероприятиях не в тот день, когда они проведены, а в дни последующих посещений), что может повлечь дополнительные ошибки, особенно когда пациента принимает другой врач, которому из амбулаторной карты сложно понять объем и характер помощи на предыдущих этапах лечения; по этой причине иногда проводятся излишние (и даже ошибочные) манипуляции;
  • невнесение в амбулаторную карту результатов обследования пациента (анализы, данные рентгенологического обследования и др.), из-за чего приходится повторно подвергать его излишним — и притом не всегда приятным — манипуляциям;
  • не заполняется зубная формула, которая является основным источником информации о стоматологическом статусе пациента;
  • не отражаются сведения о предыдущих вмешательствах относительно больного зуба;
  • не обосновываются применяемые методы лечения;
  • не фиксируется момент завершения лечения;
  • не отражаются сведения об осложнениях, возникающих при проведении тех или иных методов лечения;
  • допускаются исправления, вычеркивания, стирания, приписки, причем это, как правило, делается тогда, когда у пациента возникают осложнения или он вступает в конфликт с врачом.

Также имеется еще ряд моментов, которые могут расцениваться как ошибки ведения медицинской документации.

Как известно, бремя забот по ведению и хранению медицинских карт лежит на учреждениях здравоохранения. Поэтому суды, как правило, запрашивают медицинскую карту у стоматологической клиники, которая в свою очередь обязана представить ее в суд либо доказать, что эта карта находится у самого пациента или выдана по запросу конкретного компетентного органа. В противном случае у суда может возникнуть подозрение, что администрация клиники умышленно не представляет затребованные письменные доказательства. На основании статьи 65 Гражданского процессуального кодекса РСФСР суд вправе установить, что содержащиеся в медицинской карте сведения об обстоятельствах, на которые ссылается пациент фактически признаны стоматологической клиникой. Поэтому к ведению учету и хранению медицинских документов необходимо относиться очень внимательно.

В случае выдачи суду или другим правоохранительным органам оригинала медицинской карты стоматологической клинике следует сохранить своих делах письменный запрос, на основании которого была выдана карта. В последствии этот запрос при необходимости поможет установить местонахождения соответствующей медицинской карты.

Известны случаи, когда пациенты самовольно уносили свои медицинские карты из стоматологических клиник. Подобные факты рекомендуется своевременно документально фиксировать, например, путем составления соответствующего акта, который в дальнейшем также может послужить суде доказательством отсутствия в клинике медицинской карты.

Правовые аспекты в стоматологии

    5 декабря 2009 7806

Начнем с договора на оказание платной медицинской помощи.

Гражданское право различает два аспекта договора: договор — документ, бланк и договор — отношение.

Напечатанный на бумаге договор является лишь письменным оформлением отношений, возникающих между пациентом и Клиникой при оказании медицинской помощи. Письменного оформления договора требует действующее законодательство РФ. Именно оформления договора, т. к. договор — это прежде всего сделка (двух- или многосторонняя), отношения сторон, а во вторую очередь — лист бумаги с напечатанным текстом.

При оказании медицинской услуги договорные отношения возникают в тот момент, когда пациент соглашается на оказание медицинской помощи в целом в конкретном учреждении, независимо от того, подписан бланк договора или нет. 1/1 с этого момента на отношения, возникшие между Клиникой/врачом и пациентом, распространяются все правила, права и обязанности, предусмотренные действующим гражданским законодательством, по договору возмездного оказания услуг.

Зачем же тогда нужен договор на бумаге?

Во-первых, обязанность письменно оформлять договор вытекает из закона.

Во-вторых, законодатель дает возможность Клинике многие положения Гражданского Кодекса в договоре предусмотреть иными, чем установлены в ГК (Пр.: Это так, если иное не предусмотрено договором.). Это дает возможность Клинике трактовать действующее законодательство в свою пользу, что становится невозможным при несоблюдении письменной формы договора.

В-третьих, договор — это финансовый документ. Оказание непосредственно медицинской помощи — регламентируется соответствующими медицинскими стандартами и правилами, медицинской документацией; возмещение имущественного ущерба и вреда здоровью — ФЗ «О защите прав потребителей» и ГК РФ. А вопросы регулирования расчетов (порядок оплаты, срок оплаты, ответственность за нарушение денежного обязательства) между сторонами оказались вне рамок устоявшегося документооборота, т.к. «платной» медицина стала сравнительно недавно. Ученая форма № 043-у (медицинская карта) не требует обязательного предъявления паспорта при ее заполнении, а отсутствие достоверных данных о пациенте лишает Клинику возможности обратиться в суд в случае неисполнения пациентом своей обязанности оплатить оказанную медицинскую помощь.

Договор на оказание медицинской помощи и Правила предоставления медицинских услуг являются ли взаимозаменяющими документами?

Как уже было сказано ранее, договор — это двухсторонняя сделка, порождающая взаимные права и обязанности обеих участвующих в сделке сторон, и влекущая гражданскую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору. Правила предоставления медицинской помощи — это документ, устанавливающий внутренний распорядок, режим работы Клиники. И хотя Правила предоставляют определенные права и обязанности пациенту и Клинике, однако за их нарушение нельзя привлечь к общегражданской ответственности. Кроме того, в Правилах индивидуально определена лишь одна из сторон — Клиника, данные о второй стороне — Пациенте Правила не содержат. Поэтому Правила предоставления медицинских услуг нельзя признать договором. Это два самостоятельных документа.

Оказывая медицинскую помощь гражданам, не достигшим возраста 18 лет, также следует заключать договор с той лишь разницей, что в договор вписываются данные одного из родителей (законных представителей), он же подписывает договор, в договоре указывается, что помощь оказана ребенку.

Завершая тему договора, необходимо обратить внимание еще на один важный момент. Подписывать бланк договора пациент должен еще до начала каких-либо медицинских вмешательств. Заставить пациента подписать договор, когда сделана уже большая часть или вся работа, очень сложно. В такой ситуации пациент получает возможность шантажировать Клинику изменением условий договора в свою пользу, тем более когда работа выполнена, но не оплачена.

Какова природа «Информированного согласия»?

Лист Информированного согласия — это новый документ и для пациента, и для Клиник, и для врачей. Естественно, как и все новое, он вызывает много вопросов и сомнений у всех сторон. На врача, оказывающего медицинскую помощь, ложится большая ответственность перед пациентом за умение грамотно подать ту информацию, которая связана с заполнением Листа информированного согласия. Для этого каждый врач должен хорошо усвоить, что представляет собой этот документ. Необходимость оформления Листа информированного согласия вытекает из требования ст.32 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993), в которой говорится, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

Какую информацию должен предоставить врач? В первую очередь сведения о результатах обследования, наличии заболевания, поставленном диагнозе и прогнозе. Далее в доступной для понимания пациентом форме врач должен рассказать о предстоящем медицинском вмешательстве, в чем оно будет заключаться, какие есть альтернативные методы лечения, каковы могут быть осложнения и вероятность их возникновения. Каковы могут быть последствия, если отложить момент начала лечения или не лечить совсем. Указанная информация должна быть подана врачом в таком виде, чтобы у пациента не возникало ощущения, что врач хочет сложить с себя всякую ответственность за предстоящее медицинское вмешательство. Информация предоставляется для его же блага, чтобы у пациента была возможность осознанного выбора. Лист информированного согласия — своего рода разрешение пациента, даваемое врачу, для проведения медицинского вмешательства, без которого врач теоретически не имеет права начать лечение. Осознавать это в первую очередь должен врач! Лист информированного согласия не слагает с врача ответственности за причинение пациенту вреда жизни или здоровью и не лишает пациента права обращаться за защитой, в том числе и в судебные инстанции. Излишне говорить, что Лист информированного согласия подписывается пациентом до начала лечебных мероприятий.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет, дают их родители или законные представители. С достижением 15-летнего возраста ребенок вправе сам давать или не давать согласие на медицинское вмешательство.

Еще раз к вопросу о гарантийных сроках

Законодатель различает два вида гарантийных сроков: «гарантийный срок» и «срок гарантии или службы».

Гарантийный срок — это период времени, в течение которого Клиника обязана исправлять за свой счет любые возникшие недостатки.

Срок гарантии или службы — период времени, в течение которого Клиника обязана исправлять за свой счет лишь существенные недостатки, возникшие по ее вине (вине медицинского работника) и делающие непригодным или существенно осложняющим использование результата оказанной медицинской услуги.

Следует отличать срок гарантии от срока эксплуатации протеза или пломбы, последний может быть значительно длиннее срока гарантии. Но по истечении срока гарантии Клиника не обязана бесплатно устранять возникшие недостатки. В этом и заключается различие.

До начала лечения пациент обязательно должен быть ознакомлен с гарантийными сроками, принятыми в каждой конкретной Клинике, т.к. в том случае, когда гарантийные сроки установлены, но пациент с ними не ознакомлен и Клиника не может доказать обратного, считается, что сроки не установлены и действуют те периоды времени, которые предусмотрены в ФЗ «О защите прав потребителей». Гарантийный срок — 2 года, срок гарантии (службы) — 10 лет.

Это интересно:  Правовой порядок признания гражданина недееспособным 2019 год

На первый взгляд ведение Клиникой всей необходимой документации кажется непосильной задачей и совершенно ненужной. Однако даже один на Клинику судебный процесс стоимостью в несколько десятков тысяч рублей оправдывает все затраты на оформление документации хотя бы для того, чтобы предотвратить поток таких исков. А ежедневное оформление документов входит в привычку и уже не отнимает большого количества времени у врача и других специалистов, лишь организует и дисциплинирует лишний раз любого работника.

В результате анализа вопросов, наиболее часто встречающихся у врачей в процессе работы с пациентами, разработана памятка, представляющая алгоритм действий врача, оптимальный в предложенной ситуации.

Пациент — Врач

1. Пациент отказывается подписать договор в целом

Шаг 1. Категорически запрещается начинать оказание стоматологической помощи без подписания пациентом договора.

Шаг 2. Объяснить пациенту, что, не подписывая договор, он не соглашается с условиями оказания стоматологической помощи в конкретной клинике, поэтому лечение не может быть начато.

Шаг З. Выдать пациенту ксерокопию договора и предложить почитать его в коридоре или дома (с юристами), подойти на лечение позже, когда будет готов подписать договор.

Шаг 4. Вежливо отказать в оказании стоматологических услуг. В случае конфликта пригласить руководителя.

2. Пациент просит изменить некоторые пункты договора

Объяснить пациенту, что правовая природа данного вида договора (Договор присоединения) такова, что пациент вправе присоединиться к предложенному договору в целом либо отказаться от его заключения в целом. Изменять условия договора для отдельно взятого пациента Клиника не имеет права, т. к. условия оказания медицинских услуг должны быть одинаковыми для всех пациентов. Законом (ГК РФ) не допускается отдавать предпочтение одним пациентам перед другими.

3. Пациент отказывается предоставить документ, удостоверяющий личность

Объяснить пациенту, что информация о факте обращения за медицинской помощью является врачебной тайной, за разглашение которой врач несет предусмотренную действующим законодательством ответственность. Пациенту гарантируется сохранение конфиденциальности его паспортных данных.

4. Гарантийные сроки

1. Гарантийных сроков, единых для всей территории РФ, в настоящее время не существует. Поэтому каждый исполнитель (каждая Клиника) вправе устанавливать гарантийные сроки самостоятельно.

2. В течение гарантийного срока Клиникой (врачом) за свой счет устраняются любые возникшие недостатки и дефекты. В течение срока службы Клиникой за свой счет устраняются только существенные недостатки, возникшие по вине Клиники (врача) и делающие невозможным дальнейшую эксплуатацию результата работы. По истечении гарантийных сроков, любые возникшие недостатки устраняются за счет пациента. Гарантийный срок начинает течь с момента сдачи пациенту готового результата работы.

5. Пациент отказывается подписывать Лист информированного согласия

Шаг 1. Объяснить пациенту, что подписание им Листа информированного согласия не освобождает врача от ответственности за причинение вреда здоровью пациента. Лист информированного согласия — это подтверждение исполнения обязанности врача предоставить пациенту полную информацию о предстоящем медицинском вмешательстве, чтобы у пациента была возможность осознанного выбора воспользоваться или отказаться от медицинского вмешательства. Лист информированного согласия — это разрешение пациента врачу приступить к лечению.

Шаг 2. Заполнить Лист информированного согласия, пригласить руководителя и в присутствии пациента в Листе сделать следующую запись: «Пациент__________(Ф.И.О.) с информацией о предстоящем лечении, содержащейся в Листе информированного согласия ознакомлен, от подписи отказался».

Запись заверяется подписью врача и руководителя. Только после этого можно приступить к лечению.

На данном этапе пациенту нельзя отказывать в лечении (если подписан договор на оказание услуг), т. к. такой отказ пациент вправе обжаловать в суд.

6. Пациент просит провести оценку качества оказанной стоматологической помощи в других стоматологических учреждениях

В оценке качества оказанной стоматологической помощи пациенту следует отказать, т.к. Клиника не наделена соответствующими полномочиями.

Оценка качества оказанной медицинской помощи проводится территориальными отделами здравоохранения и профессиональными медицинскими ассоциациями.

Экспертиза качества оказанных медицинских услуг проводится только по решению суда. Эксперт назначается судом и несет уголовную ответственность за достоверность данных экспертизы.

7. Пациент предъявляет претензии по качеству проведенного лечения, основываясь на оценке качества, проведенной другими стоматологическими учреждениями

Поставить в известность руководителя и согласовать дальнейшие действия (см. также п.10).

Заключение по оценке качества оказанной медицинской помощи, выдаваемые другими стоматологическими учреждениями (Клиниками), не влекут для Клиники правовых последствий, они являются частными (особыми) мнениями этих специалистов, и не более того. Пациент вправе предъявить претензию на качество оказанных услуг, опираясь на свои субъективные (личные) ощущения, либо прибегнув к помощи организаций, перечисленных в п.6 настоящей памятки.

8. Если пациент приходит с заключением организаций, перечисленных в п. 6. настоящей памятки

Незамедлительно поставить в известность руководителя. В случае отсутствия руководителя назначить пациента на прием в другое время.

Самостоятельно не предпринимать никаких действий.

9. Если пациент приходит с заключением организаций, перечисленных в п. 6. настоящей памятки, о качестве оказанной стоматологической помощи в другом мед. учреждении

Шаг 1. Поставить в известность руководителя.

Шаг 2. Заполнить всю предусмотренную документацию (договор, мед.карту, Лист информированного согласия).

Шаг 3. Провести работу именно по устранению недостатков в соответствии с представленным заключением.

Шаг 4. Выполнить работу заново, если недостатки являются существенными и неустранимыми.

Шаг 5. По окончании работы обязательно подписать с пациентом акт об оказанных стоматологических услугах.

10. Пациент обращается с жалобами на качество проведенного лечения в период действия гарантийных сроков

Шаг 1. Снять острую боль и неотложные состояния бесплатно.

Шаг 2. Выяснить причину возникновения жалоб (возможно в следующее посещение). Предложить пациенту письменно оформить свои претензии.

а) Если осложнения или недостатки возникли по вине врача или в данном случае их возникновение закономерно — устранить недостатки за счет Клиники (если пациент просит об устранении недостатков). В медицинской карте обязательно сделать запись, подробно описав данные объективного обследования с указанием причин возникновения недостатков и проведенных действий по их устранению. С этого момента течение гарантийного срока возобновляется.

Если пациент просит об уменьшении стоимости оказанных услуг, или возмещения затрат на устранение недостатков третьими лицами, либо повторного выполнения работы, незамедлительно поставить в известность руководителя. Не предпринимать самостоятельно никаких действий по устранению недостатков.

б) Если осложнения или недостатки возникли в результате нарушения пациентом медицинских рекомендаций, данных врачом, несоблюдения графиков контрольных осмотров либо иных действий пациента, следует объяснить пациенту, что в данном случае гарантийные обязательства аннулируются и устранение недостатков возможно только за счет пациента. В медицинской карте обязательно сделать запись, подробно описав данные объективного обследования с указанием причин возникновения недостатков и проведенных действий по их устранению. По окончании лечения обязательно подписать акт об оказанных стоматологических услугах.

11. Пациент обращается с жалобами на качество проведенного лечения по истечении гарантийных сроков

Любые недостатки и осложнения, возникшие по истечении гарантийных сроков, устраняются за счет пациента. Проведенные мероприятия оформляются: заявлением пациента, записью в медицинской карте, актом об оказанных стоматологических услугах.

12. Пациент предъявляет претензию в письменном виде, оформленную в соответствии с требованиями законодательства

Незамедлительно уведомить руководителя. Не предпринимать самостоятельно никаких действий по рассмотрению претензии.

13. Пациент отказывается от дальнейшего лечения

Шаг 1. Пациент должен собственноручно письменно оформить отказ от дальнейшего лечения.

Шаг 2. Объяснить пациенту, какие негативные последствия отказа от лечения могут возникнуть. Подробно описать в медицинской карте. Под этой записью пациент должен написать, что он ознакомлен с негативными последствиями, прогнозируемыми в случае отказа от лечения, и настаивает на прекращении лечения.

Шаг З. Сделать перерасчет — за фактически оказанные услуги.

14. Пациент просит провести лечение с отступлениями от медицинских показаний

Шаг 1. Объяснить пациенту, что в этом случае аннулируются все гарантийные обязательства Клиники.

Шаг 2. Обязательно сделать соответствующую запись в медицинской карте под ознакомительную подпись пациента.

Шаг З. Такой случай должен быть исключением из правил и причины исключения должны быть весомыми, т. к. врач в любом случае несет ответственность за вред, причиненный здоровью пациента, даже если вред возник в результате проведения манипуляций, о которых просил сам пациент.

Соблюдение прав пациента как основа бесконфликтной практики

В соответствии с действующим законодательством России пациент при обращении

за стоматологической помощью и ее получении имеет достаточно широкие права. Сформулированные с учетом общепризнанных принципов международного права основные права пациента закреплены статье 30 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Необходимо отметить, что, несмотря на исключительную значимость и свобод человека, на деле они, к сожалению, еще не стали в нашей стране высшей ценностью. Связано это со всей предшествующей историей и той

сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование

правового государства и создание атмосферы уважения к правам человека — чрезвычайно трудная задача, решение которой возможно только в результате длительных усилий всего общества .

Для придания процессу осуществления стоматологической практики цивилизованного, правового характера необходимо, чтобы все участники этого процесса знали основные права пациента. Особенно это касается врачей, которые зачастую очень плохо осведомлены по данному вопросу, несмотря на то, что количество их конфликтов с посвященными в свои права пациен­тами из года в год неуклонно растет.

В связи с этим весьма актуальной становится не только потребность ознакомиться с теми правами, которыми обладают граждане при обраще­нии за стоматологической помощью, но и необходимость дать им коммен­тарии. Ведь незнание или игнорирование закона, определяющего права па­циента, как правило, рано или поздно приводит или к возникновению претен­зий со стороны больных, или к подаче ими исковых заявлений в суд [3]. В этих условиях очевидно, что правовая грамотность должна стать нормой жизни не только для пациентов, но и для врачей.

Итак, в соответствии со статьей 30 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» при обращении за стоматологической помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслу­живающего персонала;

2) выбор врача (в том числе семейного и лечащего врача) с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинско­го страхования;

3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специа­листов;

5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинские вмешательством, доступными способами и средствами;

6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, подлученных при его обследовании и лечении;

7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

отказ от медицинского вмешательства;

8) получение информации о своих правах и обязанностях и состоя своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пади *** может быть передана информация о состоянии его здоровья;

9) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольльного медицинского страхования;

10) возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

11) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

12) допуск к нему священнослужителя.

В случае нарушения своих прав пациент может обращаться с okq.

лобой непосредственно к руководителю или иному должностному лищ организации, в которой ему оказывается стоматологическая помощь, в соответствующие профессиональные медицинские (стоматологичес­кие) ассоциации и лицензирующие органы, либо непосредственно в суд,

Статья написана по материалам сайтов: www.e-stomatology.ru, stomport.ru, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector