+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Медицинское право история развития 2019 год

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ .

В России в Средние века врачевание считалось чародейством, поэтому за вред, причиненный лечением, врач нес ответственность как за умышленное преступление. Уже такие памятники феодального русского законодательства, как Устав князя Владимира Святославовича ( 10-11вв ) и «Русская правда» ( 9-11вв), содержали нормы, относящиеся к врачебной деятельности. Начиная с 16 века, отмечается определенный прогресс медицины в России, однако ее правовое регламентирование развивается медленно. Более детально медицинская деятельность начинает регламентироваться при Петре1.Однако все это еще далеко от норм современного медицинского права. Единого закона не существовало до издания в 1857г Врачебного устава, составившего 13-й том Свода законов Российской империи. Прототипом для него послужила инструкция о правах и обязанностях врачебных управ, изданная в 1797г.

В последующие годы в Устав вносились изменения и дополнения, но они не затрагивали основ, отражающих организационный и научный уровень медицины 18в ( таким Врачебный устав оставался вплоть до 1917г ).

В 1737г была создана медицинская полиция, являющаяся прообразом современной санитарно-эпидемиологической службы и появилось медико-полицейское законодательство: «О сохранении улиц в чистоте для предупреждения заразительных болезней».

Законодательство по З/О первых лет советской власти было систематизировано и издано в двух сборниках в 1922 и 1925гг. В свое время они служили настольными книгами для организаторов З/О и врачей того времени.

Большую роль в истории правовой регламентации врачебной деятельности сыграл Декрет ВЦИК СНГ РСФСР от 01.12.1924г «О профессиональной работе и правах медицинских работников». Этот законодательный акт явился первым советским медицинским уставом плоть до издания «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о З/О» (1969г) и этот декрет служил основным законодательным актом, определяющим профессиональную работу медиков.

Радикальные преобразования в обществе, произошедшие в России в 1990г, привели к изменению законодательства в З/О.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА

Международное законодательство в области медицинского права сводится к декларативным документам, принятыми международными неправительственными общественными медицинскими организациями. Они, в основном, провозглашают морально-этические принципы оказания медицинской помощи, принципы отношения медиков друг к другу, к пациентам и т.д. Примерами подобных документов могут быть: Женевская (1948г) и Хельсинская (1964г) декларации Всемирной медицинской ассоциации, Международный кодекс медицинской этики (1949г), Декларация о политике в области охраны здоровья детей (1983г). Текст Международного кодекса медицинской этики, принятого третьей Генеральной Ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации ( Лондон, Великобритания, октябрь 1949г ) был дополнен 22-й Всемирной медицинской ассамблеей ( Сидней, Австралия, август 1968г ) и 35-й Всемирной медицинской ассамблеей ( Венеция, Италия, октябрь 1983г) «Общие обязанности врачей».

Международные медицинские организации представляют собой неправительственные медицинские общественные организации. Они могут объединять такие национальные медицинские сообщества: Всемирная медицинская ассоциация, Европейская медицинская ассоциация, Европейский форум. При этом национальные организации медиков могут быть их полноправными членами или выступать в роли наблюдателей, без права решающего голоса. Международные медицинские организации могут также выступать и в качестве международных медицинских центров по координации государственной политики разных стран в области З/О, например, Всемирная организация З/О, в которой представлены не национальные медицинские организации, а сами страны-участники.

Необходимо отметить, что международные национальные медицинские организации ( ассоциации, союзы, общества и т.п. ) создаются: для координации действий медиков, для решения вопросов о защите прав медработников и пациентов, принятия правил и стандартов медицинской практики.

Одними из самых авторитетных мед.организаций является Всемирная медицинская организация ( ВМА ) и Всемирная организация здравоохранения ( ВОЗ ).

ВОЗ – это крупнейшая международная медицинская организация. Основной целью ее деятельности является достижение всеми народами наиболее высокого уровня здоровья. В Уставе ВОЗ впервые на международном уровне было провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительства за здоровье своих граждан и их международную безопасность.

ВОЗ была создана после Второй мировой войны, когда в политической и социально-экономической жизни стран мира произошли большие изменения. Предстояло сконцентрировать усилия на восстановление поврежденных войной служб и обеспечить необходимой срочной помощью народы, которым война причинила ущерб или разрушения. Это потребовало создания международного единого центра З/О. В связи с этим в 1946г в Нью-Йорке по решению ООН была созвана международная конференция по З/О, в которой участвовали делегаты из 51 страны. На конференции был разработан Устав ВОЗ, который вступил в силу 7 апреля 1948г и этот день ежегодно отмечается как Всемирный день здоровья. В настоящее время членами ВОЗ являются 164 государства.

Высшим органом ВОЗ является Всемирная ассамблея З/О , которая состоит из делегатов, представляющих государства-члены ВОЗ. От каждой страны выделяется 3 делегата, один из которых является главой делегации. Очередные сессии Ассамблеи созываются ежегодно. Ассамблея определяет направления ВОЗ: рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы работы, бюджет, вопросы приема новых членов и лишения права голоса, назначает генерального директора ВОЗ, рассматривает вопросы сотрудничества с другими организациями, устанавливает санитарные и карантинные требования, правила-стандарты в отношении безвредности, чистоты и силы фармацевтических продуктов.

Согласно Уставу, ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в международной работе по З/О, разрабатывает и совершенствует международные стандарты, номенклатуру и классификации, проводит медицинские исследования и т.д. Сотрудничает с большим количеством (около 120 ) неправительственных международных организаций, в том числе с Лигой обществ Красного Креста, Международным обществом реабилитации, Европейской медицинской ассоциацией, Советом международных медицинских научных организаций и др.

ВОЗ – разработала программу «Здоровье для всех к 2000году», стратегию здоровья, которая дала бы возможность каждому человеку, каждой семье вести здоровый, продуктивный в социальном и экономическом плане образ жизни.

РОССИЙСКИЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Они представлены как национальные общественные организации: Российское медицинское общество, Российская медицинская ассоциация, высшим руководящим органом которой является Пироговский съезд, Российское общество Красного Креста и т.д. В их функции входят: стандартизация мед. услуг, разработка рекомендаций для правительственных учреждений по совершенствованию системы З/О, разработка концепций развития отрасли, обсуждения научных вопросов и т.д. Кроме национальных существуют и региональные медицинские организации и даже организации муниципальных образований. Эти организации, в основном, занимаются обсуждением научных и профессиональных проблем, правовой защитой медиков, участвуют в аттестации мед.работников и т.д.

ГЛАВНАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В РФ —

— в настоящее время этой организацией является Министерство здравоохранения и социального развития РФ ( МЗ и СР РФ ) , на которое возложены функции управления, координации, контроля, экологии, социальной защиты и обеспечения занятости населения и др. МЗ и СР РФ имеет сложную структуру и в его состав входят департаменты:

· Департамент анализа и прогноза развития З/О и социально-трудовой сферы

· Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства

· Департамент по вопросам государственной политики в сфере предоставления социальных услуг населению

· Департамент по международному сотрудничеству и связям с общественностью

· Департамент по управлению делами

· Департамент развития мед.помощи курортного дела

· Департамент развития социального страхования и государственно обеспечения

· Департамент развития социальной защиты

· Департамент фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования

· Департамент трудовых отношений гражданской и государственной службы

РОССИЙСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Лечебно-профилактическая деятельность ( амбулаторно-поликлинические учреждения, больницы, диспансеры и др. )

2. Охрана здоровья, медицинская помощь женщинам и детям

3. Санитарно-противоэпидемическая деятельность

4. Медицинская, фармацевтическая промышленность, аптечные учреждения и предприятия

5. Медицинское образование и медицинская наука – высшие и средние медицинские и научно-исследовательские учреждения

6. Санитарно-курортное дело

7. Патолого-анатомическая, судебно-медицинская и судебно-психологическая экспертизы

8. Обязательное медицинское страхование

Указанные организации составляют основу системы организации мед. Помощи, оказываемой за счет государства – государственными и муниципальными органами и учреждениями З/О.

ВАЖНЕЙШИЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РФ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ СФЕРУ З/О

22 июля 1993г были приняты и вступили в силу Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан ( Основы… ), которые являются правовой базой российского здравоохранения. Принятие этого закона – эпохальное событие не только для З/О, но и для общества в целом.

Раздел 1 – описывает конституционные гарантии государства в области охраны здоровья

Раздел 2 – посвящен компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления в области охраны здоровья и разграничению их полномочий

Раздел 3 – в нем даны основные положения организации охраны здоровья в РФ и система З/О разделена на 3 подсистемы: государственную, муниципальную и частную , в зависимости от формы собственности и финансирования

Раздел 4 – определяет права граждан в области охраны здоровья

Раздел 5 – более подробно разъясняет права в области охраны здоровья следующей категории граждан: беременных и матерей, несовершеннолетних, граждан пожилого возраста, инвалидов, военнослужащих, призывников, заключенных, права граждан, оказавшихся в чрезвычайных ситуациях и в экономически неблагоприятных районах

Раздел 6 – один из наиболее важных разделов, предусматривающий права граждан при оказании медико-социальной помощи

Раздел 7 – посвящен мед.помощи по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека

Раздел 8 – определяет гарантии осуществлении медико-социальной помощи граждан, а именно:

· Первичной медико-санитарной помощи

· Медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (диабет)

· Медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

Кроме того определены:

· Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дез. средств и поведение биомедицинских исследований

· Порядок обеспечения населения лек. Средствами и изделиями мед. Назначения, иммунобиологическими препаратами и дез. Средствами.

В разделе 8 также освещены вопросы определения момента смерти человека, изъятия органов и тканей человека для трансплантации и проведения патолого-анатомических вскрытий

Раздел 9 – посвящен мед. Экспертизе

Раздел 10 – определяет права и соц. Защиту мед. Работников и фармацевтов. Следует обратить внимание, что Основами определено право на занятие мед-кой и фармацевтической деятельностью, лица, получившим высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющим диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности – сертификат специалиста и лицензию.

Важным вопросом в разделе 10 является вопрос о врачебной тайне,

которая представляет собой информацию о факте обращения за мед. помощью, состояния здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.

Раздел 11 – посвящен международному сотрудничеству в области охраны здоровья граждан

Раздел 12 – предусмотрена ответственность за причинение вреда здоровью граждан

Закон « О медицинском страховании граждан РФ » ( 1992г )

Регулирует: отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров ( выполнении работ, оказании услуг ), установлении права потребителей на приобретении товаров ( работ, услуг ) надлежащего качества и

безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение товаров ( работ, услуг ) и информации об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов и механизм реализации их прав. Под действие этого закона попадают и медики как производители мед. услуг ( особенно те, кто осуществляет частную мед. практику )

Закон РФ « О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения » ( 1999г )

Дает определения понятия санитарно-эпидемиологического благополучия ( СЭБ ) населения. Законом вводятся санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Четко определены полномочия субъектов РФ по вопросам СЭБ населения, права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии их прав по вопросам СЭБ.

В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, Закон предусматривает профилактические осмотры граждан, как при приеме на работу, так и впоследствии.

Для пресечения нарушений санитарного законодательства данный Закон устанавливает государственный, ведомственный сан.эпид. надзор, производственный и общественный контроль, а за санитарное правонарушение – дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

МЕСТО И РОЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ

В настоящее время в России и во всем мире все яснее осознается важность взаимоотношений медицины и права.

Знание законов, уважение к ним – необходимая предпосылка их точного соблюдения, одного из основных условий профилактики правонарушений. Реформирование системы охраны здоровья граждан в России, мед. страхование породили сложные медико-правовые проблемы, требующие высокой правовой компетенции мед. работников.

Понятие медицинского права дано академиком РАМН Ю.Л. Шевченко.

Под медицинским правом понимают совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения при оказании лечебно-профилактической помощи людям, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и иных действий, связанных с охраной здоровья.

2.1. Основные принципы и задачи по охране здоровья граждан

Основные принципы охраны здоровья изложены в ст. 2 «Основ….».

1) Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этим, правами государственных гарантий

2) Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан

3) Доступность медико-социальной помощи

4) Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья

5) Ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья

Задачи законодательства РФ об охране здоровья граждан изложены в ст. 4 «Основ…»

1) Определение ответственности и компетенции РФ и ее субъектов по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии Федеральным договором, а также определение ответственности и компетентности органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан

2) Правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем З/О

3) Определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения

4) Определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий защиты.

Компетенция государства, субъектов РФ и органов местного самоуправления в разработке и осуществлении государственных, региональных и муниципальных программ по охране здоровья

Важной особенностью правового регулирования в сфере З/О является распределение полномочий в области З/О является распределение полномочий по уровням – компетенция федерального уровня, компетенция на уровне субъекта РФ и компетенция органов местного самоуправления и прописаны они в ст. 5,6,8 «Основ…»

На федеральном уровне осуществляется:

· Применение и изменение федеральных законов

· Установление основ государственной политики в области охраны здоровья граждан

· Защита их прав и свобод

· Формирование республиканского бюджета

· Установление структуры федеральных органов управления государственной системы З/О, управление федеральной собственностью

· Организация сан.-эпид. службы

· Решение вопросов стандартизации качества мед. помощи и ее контроля

· Утверждение гос. стандартов подготовки мед. работников

· Порядок лицензирования мед. и фармацевтической деятельности

· Утверждение базовой программы ОМС

На уровне субъектов РФ осуществляется:

· Принятие в пределах их компетенции законодательных и иных правовых актов

· Контроль соблюдения федерального законодательства

· Законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан

· Защита прав и свобод человека и гражданина

· Осуществление государственной политики РФ в области охраны здоровья граждан

· Реализация федеральных программ по развитию З/О

· Разработка и реализация региональных программ по развитию З/О, профилактике заболеваний, оказанию мед. помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан

· Предоставление льгот по налогам и сборам и иным платежам в бюджет для предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан

· Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

· Охрана окружающей природной среды

· Обеспечение экологической безопасности

· Охрана семьи, материнства, отцовства и детства

· Санитарно-гигиеническое образование населения

· Реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях

· Информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах

· Лицензирование мед. и фармац. деятельности

· Другие вопросы охраны здоровья, не относящиеся к компетенции РФ

На уровне органов местного самоуправления осуществляется:

· Контроль соблюдения законодательства в области охраны здоровья граждан

· Защита прав и свобод человека и гражданина

· Формирование органов управления муниципальной системы З/О

· Развитие сети учреждений муниципальной системы З/О

· Определение характера и объема их деятельности

· Создание условий для развития частной системы З/О

· Организация первичной медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности

· Контроль соблюдения стандартов качества мед. помощи

· Обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями мед. назначения на подведомственной территории

· Охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности

· Ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий

· Создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения, проф. переподготовки и трудового устройства; создание специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных людей

· Регулярное информирование населения о распространении социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих

· Реализация мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, а также сан.-гигиеническое образование населения

Общие принципы и организация охраны здоровья граждан в РФ ( полномочия органов законодательной и исполнительной власти в деле охраны здоровья; компетенция различных систем З/О; порядок и условия лицензирования, система финансирования

Основные направления федеральной политике в области охраны здоровья граждан определяют депутаты Гос. Думы Совета Федерации РФ. Они принимают и утверждают федеральные программы по вопросам охраны здоровья граждан.

Гос. Думой утверждается бюджет РФ, в том числе в части расходов на З/О и контролируется его исполнение.

Осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию З/О. В пределах компетенций, предусмотренных законодательством, Правительство РФ: координирует деятельность органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Источниками финансирования охраны здоровья граждан

· Средства бюджетов всех уровней

· Средства, направляемые на обязательное и добровольное мед. страхование, в соответствии с Законом РФ « О медицинском страховании граждан в РФ »

· Средства целевых фондов

· Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и т.д.

· Доходы от ценных бумаг

· Кредиты банков и др. кредиторов

· Безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования

· Иные источники, не запрещенные законодательством РФ

К государственной системе З/О ( ст. 12 «Основ..» )

· Министерство З/О РФ

· Органы управления З/О субъектов РФ

· Российская Академия мед. наук

· Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (реорганизованный Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ), которые в пределах компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики РФ, выполнению программ в области З/О по развитию мед. науки

· Лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, находящиеся в гос. собственности и подчиненные органам управления гос. системы, фармацевтические предприятия и организации, образовательные, аптечные, санитарно-профилактические, судебно-медицинской экспертизы учреждения, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и мед. техники и т.д.

К муниципальной системе З/О ( ст. 13 «Основ..» )

· Муниципальные органы управления З/О и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения.

· Муниципальные органы управления З/О несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы З/О на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем З/О.

Финансирование организаций муниципальной системы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

К частной системе З/О ( ст. 14 « Основ..» )

· ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Порядок и условия лицензирования ( ст. 15 «Основ..» )

Предприятия, учреждения, организации государственной, муниципальной и частной систем З/О могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности и получают они лицензию на основании сертификата соответствия условий их деятельности установленным стандартам. В случаях оказания мед. помощи по нескольким профилям в лицензии указывается отдельно каждый вид деятельности.

Выдачу указанных лицензий и сертификатов проводят лицензионные комиссии, создаваемые органом государственного управления субъектов РФ или местной администрацией по поручению соответствующего органа гос. управления субъекта РФ. Лицензионные комиссии несут ответственность за обоснованность принимаемых решений.

При несоответствии условий деятельности установленным стандартам лицензия и сертификат не выдаются. При этом лиц-ные комиссии могут определить допустимые виды деятельности либо установить срок повторного лицензирования.

Лишение лицензии, а также приостановление их действия осуществляется лицензионными комиссиями при несоблюдении требований стандартов качества мед. помощи. Решение лиц-ной комиссии может быть обжаловано через суд должностными лицами предприятий.

Порядок и условия выдачи лицензий устанавливается Правительством РФ.

В настоящее время действует созданная Министерство З/О и социального развития РФ согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004г №323 Федеральная служба по надзору в сфере З/О и соц. развития, являющаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере З/О и соц. развития, занимающаяся лицензированием мед. и фармак. деятельности.

2.2. Права граждан в области охраны здоровья

Ст. 17 Права граждан РФ на охрану здоровья

Граждане РФ обладают правом на охрану здоровья и это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, отдыха, быта и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний (СПИД, гепатит). Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам РФ, находящимся за границей, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Ст. 18 Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья

Иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами РФ. Порядок оказания медицинской помощи эти лицам определяется МЗ РФ и МЗ республик в составе РФ.

Государство берет на себя заботу по охране здоровья членов семьи. Каждый гражданин по ед. показаниям имеет право:

· На бесплатные консультации по вопросам планирования семьи

· По вопросам наличия социально значимых заболеваний

· По вопросам заболеваний представляющих опасность для окружающих

Регламентация врачевания в Древней Руси и Московском государстве (X- XVII вв.)

Рассматривая состояние медицинского дела в Древней Руси, можно прийти к выводу о наличии в этот период трех принципиальных разновидностей оказания медицинской помощи:

  • 1) народная медицина
  • 2) монастырская медицина
  • 3) светская (городская) медицина

Народная медицина весьма тесно связана с традициями язычества, верой в сверхъестественные силы. По сути, представителями народной медицины были знахари, волхвы, зелейники — люди, оказывающие помощь страждущим путем использования лекарственных растений, заговоров, песнопений и др. Примечательно, что количество подобных врачевателей было весьма значительным, в том числе и в последующее время на Руси, что подтверждается ссылками на заседание Общества русских врачей в Петербурге XIX века, где отмечалось «широкое развитие у нас знахарства, порчи и лекарства, нет той деревушки, где не было бы зловещей знахарки» 1 .

В то же время крещение Киевской Руси внесло существенные изменения также и в медицину. Наряду с развитием культурных, торговых и других связей с Византией, отмечается проникновение и медицинских знаний, передовых к тому времени. Причем сила подобного влияния была значительной, свидетельством чему является найденные на Руси различные медицинские сочинения (Гиппократа, Галена и др.), которые действительно были востребованы, а также особое внимание киевских князей к вопросам внедрения передовых достижений Византии. Мирский, М.Б. Медицина в Древней Руси: о чем рассказывают древние летописи // Медицинская газета.- 1998.- № 81.- С. 15

После принятия Русью христианства, волхвы, как хранители старинных традиций племенно-родовой медицины, стали подвергаться гонениям вначале со стороны церкви, а затем, поскольку они нередко выступали в роли руководителей народных восстаний, — и преследованиям со стороны великокняжеской власти. По данным И.Л. Аникина Аникин, И.Л. Монастырская медицина Древней Руси // Советское здравоохранение.- 1991.- № 11.- С. 58-61. в «Уставе князя Владимира» волхвование и зелейничество считались преступлением против веры и карались. Так в 1021 году в Суздале по приказу князя Ярослава было казнено несколько волхвов. В 1227 году в Новгороде, на Ярославском дворище публично сожжены 4 волхва.

Монастырская медицина явилась проявлением повышения роли церкви в жизни общества. Данный вариант оказания медицинской помощи в Древней Руси был первым, который подвергался регламентации. Если народная медицина по объективным причинам регулировалась, по сути, неправовыми средствами (морально — этические нормы, обычаи), то врачевание в монастырях было урегулировано в более значительной мере. Это достигалось за счет положений Церковного Устава Владимира Святославича.

«Церковный Устав» Владимира Святославича (996 г.) — источник права Древней Руси, содержащий нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи и др.

Церковный устав князя Владимира объявил больницы церковными учреждениями, а лечцов» (врачей) — людьми церковными, подведомственными епископу. Этот документ регламентировал устройство и работу благотворительных и медицинских учреждений в России вплоть до XVIII века. В Уставе определялся и источник финансирования — «десятина», которая шла на содержание монастырей и церквей, богаделен, больниц, «странноприимных домов». Десятину составляли налоги: от ссудных дел, от торговли, от урожая и т.д.По своему содержанию Устав состоял из 4-х отделов.

Четвертый отдел Устава содержал положения о «церковных людях». К ним, в соответствии с Уставом, принадлежали: а) духовенство б) паломники и рабы, отпущенные на волю и не приписанные ни к какой общине в) престарелые, сироты, хромцы, слепцы и т.п. г) гостиницы, больницы и лекаря. В этой связи лекари монастырских больниц рассматривались как определенный слой населения державы — «церковные люди», а больницы относились к церковным учреждениям.

Следует особенно заметить, что лечение в монастырских больницах оказывалось бесплатно («безмездно врачевание»), что отличает данный вид медицины от народной и светской (городской). В первом случае оплата осуществлялась самыми разнообразными способами, в то время как при светской медицине чаще всего в качестве оплаты служили деньги.

Интерес представляет изучение причин запрета монастырским врачам принимать подарки непосредственно от больных. Наши предки были далеки от борьбы с «нетрудовыми» доходами и, так называемой ныне, коррупцией в медицине. Причины запрета намного прозаичнее. В монастырском уставе «Око церковное» говорилось, что «. врачи должны остерегаться подарков от больных или пользоваться вещами умерших «черной смертью». аще бо кто что возьмет, в тот же час неисцелимо умираху». Отсюда видно, что население Древней Руси имело ясное представление об опасности эпидемических болезней. Так что борьба с подарками была вызвана необходимостью противоэпидемических мероприятий и более ничем.

Хотя в «Изборниках Святослава» 1073 и 1076 гг., компилированных для черниговского князя Святослава Ярославовича с «Изборника» болгарского царя Симеона (X век) — наряду с рекомендациями по лечению говорилось и о вознаграждении врачу — «. аще лечец прилучится, привести его к больному и уплатить за его труд».

Большую роль в развитии монастырской медицины сыграл Киево-Печерский монастырь (XI век). Иноки монастыря пришли с Афонской горы, где при монастыре Св. Афонасием была устроена «больница больных ради», и принесли с собой врачебные знания. Печерский Патерик донес до нас имена подвижников монастыря, в частности глава 27 — «О святом и блаженном Агапите, безмездном враче». Навечно прославили монастырь «даром исцеления и врачевания больных» Антоний Преподобный, Домиан, св. Алипий, Вирменин, Агапит Печерский и Пимен Постник.

Больницы на Руси открывались и при других монастырях. Так, Никоновская летопись свидетельствует, что в XI веке (1091 г.) митрополит Ефрем поставил в Переяславле строение «банное», устроил больницы, где врачи подавали «всем приходящим безвозмездно врачевание». Князь Черниговский Николай Давыдович, прозванный Святошей, (XII век) построил больничный монастырь в Киеве. Больницы были открыты при монастырях в Переяславле на Днепре, Киево-Печерской лавре, позднее — в Новгороде, Смоленске, Львове и других городах. Монастырские больницы превращались в госпитали во время военных действий, осадах городов, в карантинные больницы — при эпидемиях. Фактически на Руси не было ни одного монастыря без «госпитальных палат», а для оказания «скорейшей помощи страждущим. врач всегда должен был находиться в недужном месте», т.е. находиться в монастыре безотлучно. На него возлагались обязанности лечить не только живущих в монастыре, но и приходящих молиться, которых — «. в случае нужды помещать в недужном храме». Это привело к тому, что до XVI века в России медицинскую деятельность в «общегосударственном масштабе» осуществляли, главным образом, представители монастырской медицины.

Вместе с тем, церковной монополии на медицинскую помощь на Руси никогда не было. Мудрость предков позволяла развиваться и «частной» — «светской», «мирской» медицине. Светские лекари, в основном, тоже были выходцами из Византии, хотя были и доморощенные эскулапы.

Одновременное функционирование «монастырской» и «мирской» систем оказания медицинской помощи свидетельствует о том, что подданные древней Руси уже в то время имели право выбора врача, причем «Русская правда», что весьма знаменательно, отмечает права «мирских лечцов» требовать плату за свою работу. В Киеве и Новгороде были врачеватели, т. е. люди, для которых лечение было профессией. Врачебная профессия носила ремесленный характер, понималась как особый вид ремесла. Врачеванием в городах занимались светские люди — мужчины и женщины. Врачевание считалось почетным занятием: «Врачебное художество и в мирских и в иноках несть отметно».

К числу представителей светской медицины следует отнести также иностранных лекарей, количество которых на Руси того времени было немалым. Среди первых русских врачей, имена которых сохранились и дошли до наших дней, выделяются Иоанн Смеря (был врачом киевского князя Владимира Святославича) и Петр Сириянин, исцелявший людей в Чернигове. Существование на Руси частных врачей в XII веке подтверждается документальными источниками. Так, при падении боярина Василия, как свидетельствует летопись, князь Георгий Симеонович лично явился к нему в сопровождении «. княжих врачев. хотя врачевати его».

Примечательно, что, как и в случае неприятия монастырской медициной представителей медицины народной, ввиду их связи с языческими ценностями, существовала определенная степень противостояния также между светской и монастырской медициной. Особое значение имеет тот факт, что именно светская (городская) медицина регламентировалась нормами первого свода писаного русского права — Правдой Русской.

Правда Русская — основной источник государственного законодательства Древней Руси, первый свод писаного русского права. Важно отметить те положения, которые были призваны регламентировать вопросы оказания медицинской помощи. Статья 2 краткой редакции предусматривает «…оже ли себе не можешь мостити, то взятии ему за обиду 3 гривня, а летцю мъзда». В переводе общий смысл данной нормы свидетельствует о необходимости получения с виновного 3-х гривен и сверх того средств на оплату труда лекаря. Статья 30 пространной редакции предусматривает, что «Аже ударить мечемь, а не утнешь на смерть, то 3 гривны, а самому гривна за рану, (о) же лечебное, потнеть ли на смерть, а вира». Прибегая к переводу данной статьи, имеется возможность определить, что речь идет о следующем: в случае нанесения не смертельной раны при помощи меча необходимо заплатить 3 гривны, а самому потерпевшему гривну на лечение раны. С позиций настоящего времени данные нормы права могут трактоваться как необходимость возмещения правонарушителем вреда, причиненного здоровью потерпевшему, в том числе в части компенсации затрат на лечение.

Роль и значение Правды Русской в качестве первого нормативного акта государственного законодательства, содержащего нормы о регулировании медицины, трудно переоценить. Благодаря положениям первого свода писаного русского права сейчас известно о возмездном характере оказания медицинской помощи в светской медицине Древней Руси. Учитывая, что регулирующие нормы возникали по отношению к важным сферам жизни общества, можно предположить особое значение общественных отношений, возникающих в сфере охраны здоровья Древней Руси.

Применительно к существовавшим в Древней Руси вариантам медицины (народная, монастырская и светская), следует отметить более выраженное отношение норм Правды Русской именно к светской (городской) медицине, в то время как монастырская медицина регламентировалась «Церковным Уставом» Владимира Святославича, а народная — неправовыми средствами (морально- этические нормы, обычаи и др.).

Трудно сейчас говорить достаточно доказательно об отношениях монастырской медицины и светской. Но факты свидетельствуют: несмотря на отдельные случаи антагонизма, это все-таки была единая система медицинских знаний и медицинской помощи, ветви которой терпимо относились друг к другу. Система была объединена единой христианской религией, которая на многие века и определила гуманистический принцип славянской медицины, а именно — служением ближнему. Терпимым было и отношение населения к неудачному врачеванию. В дошедших до нас летописях времен Киевской Руси нет описаний расправы над врачами.

В период татарского ига медицина на Руси «заглохла». Ни о каких врачах в течение целых двух веков летописи не вспоминали.

Особенностью этого периода, именуемого в исторической литературе, как период образования Русского централизованного государства, было с одной стороны усиление роли князя и уменьшение влияния церкви. Христианские заповеди сменялись жесткой вертикалью единоличной власти. Это был период полного отсутствия какой бы то ни было законодательной базы по регламентации врачебной деятельности. Положение врача теперь всецело зависело от отношения к нему власть имущих. От медиков требовали, чтобы больные непременно выздоравливали, и за это давали большое вознаграждение, в случае же смерти больного — лишали жизни и неудачливого эскулапа. Так, Антон Немчина был личным врачом Иоанна III, который очень ценил лекаря, однако это не избавило его от печальной участи. Когда заболел находившийся в Москве татарский царевич Дан-Яров, князь Каракач, византийскому доктору Антону велено было лечить его. Лечение оказалось неудачным, царевич умер. Антон был «выдан» сыну умершего и удавлен им, а по другим сведениям, отведен на Москва-реку и зарезан под Москворецким мостом «аки овца».

Трагичной была судьба и другого врача Леона Жидовина. «В 1490 г. Мануйловы дети (брат Софии Палеолог Андрей и племянники) приведоша с собою к Великому князю лекаря мастера Леона Жидовина из Венеции и иных мастеров». Когда заболел «ломотою в ногах» сын Иоанна III — Иоанн Иоаннович Младой, Леону велено было его лечить. «И нача его лекарь лечити зелие пити даде ему, нача жизнь стекла по телу, вливая воду горячую, и от того ему тягчае бысть и умре». Расправа Иоанна III с врачом тоже была короткой: его посадили в тюрьму, а по истечении сорока дней с кончины княжича — отвели на Болвановку и при большом стечении народа ему отрубили голову.

На рубеже XV — XVI столетий образовалось Московское государство, во главе которого становятся Великий князь и Боярская Дума. В 1547 г. Великий князь Иоанн IV был провозглашен «Царем Всея Руси». Столицей нового государства стала Москва, на которую и легла ответственность в деле сохранения здоровья населения. Появились первые элементы государственного регулирования медицинской деятельности. Правовая регламентация врачебной деятельности, в современном понимании этого, в России началась после принятия в 1597 году «Судебника» — первого русского свода законов и «Боярского приговора», предусматривавший наказание за врачебные ошибки.

Необходимо было готовить свои национальные кадры врачей. И в 1654 г. была открыта «Школа русских лекарей», в которую в год открытия приняли 30 первых учеников. В этой школе врачебному искусству в течение 5-7 лет за счет государства обучались дети стрельцов, духовенства и служивых людей.

О достаточно привилегированном положении врача в обществе в тот период свидетельствует то, что желающих попасть в школу было очень много. В отличие от современных конкурсов в медицинские вузы проблема поступления в «Школу русских лекарей» разрешалась только личной резолюцией царя на челобитной (или на заявлении)- «Ему учиться пекарному делу». Условия жизни лекарских и аптекарских учеников тоже известны из их прошений. «Царю бьют челом холопы твои лекарского дела ученики. тридцать восемь человек. Живем мы, холопы твои, в разных приказах по стрелецким слободам, да дворишек своих нет. а ныне нас, холопей твоих, из стрелецких слобод выбивают, а детца нам негде». Резолюция царя — «До государева указа высылать не велено» свидетельствует о высоком уровне патроната над подготовкой врачей. Но, несмотря на это, врачей катастрофически не хватало.

Конечно, не исключалось проникновение в Московскую Русь под видом врачей и шарлатанов. Но их массовый приезд, в конце концов, стал ограничиваться достаточно суровыми мерами наказания за «медицинские преступления», пременявшимися, впрочем, и в отношении отечественных эскулапов. С этой целью в 1686 и 1700 гг. были изданы указы, вошедшие в Полное собрание законов Российской империи под названием «Боярский приговор «О наказании незнающих медицинских наук, и по невежеству в употреблении. медикаментов, причиняющих смерть больным»». «Буде из них (врачей) кто нарочно или ненарочно кого уморят, а про то сыщется, им быть казненным смертью». Эти указы были первыми законами, предусматривающими наказание за правонарушения, связанные с лечением больных.

Дальнейшая регламентация оказания медицинской помощи в период Московского государства (XV — XVII вв.) отражала общую ситуацию в стране. Свержение татаро-монгольского ига, объединение русских земель вокруг Москвы, начало функционирования России как единого государства сыграли, без сомнения, положительную роль в деле юридической регламентации медицинской деятельности. Основное значение в деле совершенствования регулирования медицинской деятельности сыграла организация Аптекарского приказа — центрального органа управления охраной здоровья, который действовал в общей системе приказов, как органов центрального отраслевого управления в стране.

Аптекарский приказ был создан в 1581 году с целью централизации государственного управления здравоохранением. Помещался приказ в Кремле, напротив Чудова монастыря. Показателем значимости Аптекарского приказа может служить тот факт, что возглавляли его, как правило, в различные годы ближние бояре, крупные сановники, приближенные царя — представители родов Шереметевых, Черкасских, Милославских и др. Анализ деятельности Аптекарского приказа позволяет выделить следующие его основные функции:

  • — организация медицинского обеспечения (за счет находящихся в ведении докторов, лекарей, аптекарей);
  • — выдача разрешений на право медицинской деятельности;
  • — организация военно-медицинской службы (с 60-х годов XVI века в каждом полку появились полковые лекари);
  • — врачебные освидетельствования (экспертиза больных и увечных).

Выдача разрешений на право медицинской деятельности — одно из главных направлений деятельности Аптекарского приказа. Речь шла о проведении своеобразных экзаменов для получения права на занятие медицинской практикой. С точки зрения лучшего понимания предназначения анализируемой функции Аптекарского приказа, необходимо различать выдачу разрешений на занятие медицинской практикой для иностранных медиков и отечественных врачевателей. Выдача разрешения на право занятия медициной было не единственным мероприятием, проводившимся Аптекарским приказом относительно надзора за деятельностью иностранных врачей в России. Наряду с этим осуществлялся контроль за качеством проводимого лечения.

Учитывая значительное количество иностранных медиков, практиковавших в XVI веке в России, необходимость получения в Аптекарском приказе права на занятия медицинской деятельностью следует считать реальным правовым механизмом, обеспечивающим надлежащее качество оказания медицинской помощи. В то же время, последующий контроль за деятельностью иностранных врачей характеризует комплексность подхода и является свидетельством нарождающейся системы регулирования качества предоставления медицинской помощи.

О серьезности подхода к укомплектованию врачебного «штатного расписания» свидетельствует Н.М. Карамзин. Им описан любопытный факт своеобразной сертификации квалификации медиков русскими властями в самом начале XVII в. В 1601 г. английский посол Ричард Ли обратился к царю Борису Годунову с просьбой выдать докторский диплом прибывшему в Москву из Венгрии медику X. Рейтлингеру. «Покорно челом бью, штоб его Царское Величество велел дати имя дохторское Христофору Рыхтенгеру, назвати его дохтором. и ведаю, что Великий Государь, как есть во всей вселенной, может дать честь всяким людям по их достоинству». Это, по-видимому, наиболее ранний пример аттестации научной компетенции иностранца русским государством.

Привлекал в Россию врачей-иностранцев и царь Борис Федорович, при котором были сформулированы требования к квалификации иностранного специалиста. Так, в документе, датируемом 1667 г., содержится перечень условий, которым должен был отвечать иноземный «дохтур»: «. Подлинно, прямо ли он дохтур, и дохтурскому делу научен и где дохтурскому делу учился, и в академии он был ли, и свидетельствованные грамоты у него есть ли. А будет про того дохтура подлинно не ведамо, что он прямой дохтур, и в академии не был и свидетельствованных грамот у него нет, тогда того дохтура не призывать. «.

Важность и значение Аптекарского приказа и его функции по наделению правом медицинской деятельности подтверждается фактами присутствия первых людей государства на некоторых мероприятиях по выдаче подобных разрешений.

Врачебное освидетельствование (экспертиза больных и увечных), как одна из функций Аптекарского приказа, заключалась в проведении экспертного исследования по определению степени утраты здоровья. Известно, что установление данных фактов имеет в том числе и правовое значение — речь идет о юридических последствиях как для самого обследуемого, так и для причинителя вреда здоровью, если имеют место противоправные деяния. В результате врачебного освидетельствования составлялись «дохтурские сказки» (истории болезни), в которых указывалось, в частности, о состоянии здоровья человека и о степени его годности к государевой службе. Тем самым истории болезни являлись крайне важными, юридическими в нынешнем смысле, документами.

1.2. Становление и развитие правового регулирования оказания медицинских услуг в России

Зарождение правового регулирования в целительстве появились одновременно с возникновением сферы общественных отношений, и сформировалось в особый рода деятельности, направленной на исцеление больного, — врачевание [12] .

Появление медицинских услуг и их выделение в самостоятельную отрасль стало возможным благодаря разделению и специализации труда. Человек накапливая опыт своих предшественников, и специализируясь в какой-либо отрасли медицины, совершенствуя технические приемы, улучшает качество лечения. Возможно никто не стал бы заниматься лечением людей, если бы не рассчитывал обменять свой труд на другие блага (еду, жилье, одежду), удовлетворяющие его потребности. Мельник (считалось, что все мельники — колдуны) лечил травами и заговорами своих односельчан. Врачеватель смотрел на окружающих его людей как на «покупателей» медицинской помощи.

Расслоение общества на классы, необходимость врачевания и его дороговизна, явились причиной внедрения в свободный рынок врачевания сначала религиозных, затем общественных и страховых организаций, а затем и государства. В Киево-Печерском монастыре (1090г.) работал врач Агапит, который оказывал медицинскую помощь населению бесплатно. В «Изборнике Святослава» (XI в.) есть указание монастырям звать к больным врача («аще лечец прилучится») и уплачивать ему за труд .

В России первым официальным законодательным актом, регулирующим медицинскую деятельность и гарантирующим право человека на здоровье, следует считать первый русский кодекс законов — «Судебник» (1497г.), хотя еще в «Русской правде» (XI век) имелись указания на применение наказаний к лекарям, имеющим свои домашние аптеки, чье лечение приводило к неблагоприятным последствиям.

В правовых источниках Древней Руси содержатся положения, свидетельствующие о существовании так называемого договора свободного найма [13] [14] . Так в своде юридических норм Киевской Руси «Русская правда» говорится, что за излечение больного полагалась «лечцю мзда», то есть оплата врачу за его труд, а за нанесение раны, виновный платил в казну и пострадавшему «за рану же лечебное», чтобы пострадавший смог оплатить услуги врача.

До 1721г. медицинские правоотношения на Руси регламентировались нормами, содержащимися в различных сводных нормативно-правовых актах: «Русской правде», Церковном уставе Владимира Святославича (конец X в.), а Воинский (1716 г.) и Морской (1720 г.) уставы содержали отдельные главы, посвященные медицине [15] .

Прогрессивная регламентация врачебной деятельности в России началась при Петре I. Законы, изданные при Петре I определяли требования не только, к профессиональной деятельности, но и к личным качествам врача: «Следует чтобы лекарь в докторстве доброе основание и практику имел; трезвым, умеренным и доброхотным себя держал и в нужных случаях чин свой как нощно так и денно отправлять мог» [16] .

Екатерина II провела большие преобразования в стране, в том числе была проведена и реформа медицины. В 1763 г. вместо упраздненной Медицинской канцелярии была сформирована Медицинская коллегия, которая подчинялась Сенату. Она занималась организацией медицинского обслуживания населения, ведала вопросами подготовки медицинских кадров, медицинским снабжением, медико-санитарным законодательством и развитием медицинской науки.

После издания законов «Учреждения для управления губерний Российской империи» (1775) в стране была создана новая система общественного призрения и медицинской помощи. В задачу приказов общественного призрения входило устройство и содержание народных школ, сиротских домов, богоугодных заведений, а так же больниц, аптек, домов для неизлечимых больных и душевнобольных. Вместе с приказами общественного призрения в 1775г. были созданы должности уездных врачей. В 1797г. в каждой губернии

России появились врачебные управы, а в Петербурге и Москве их заменяли физикаты, утвержденные еще в 1739г [17] [18] .

В первой половине XVIII века в России было мало врачей, что создавало благоприятную обстановку для распространения знахарства и шарлатанства. Это явление приняло столь широкие размеры, что архиатр Блюментрост был вынужден в 1721 и 1729 гг. обратиться к Сенату с предложением об издании закона запрещающего занятие врачебной практикой лицам, не имеющим на это права. Одновременно запрещалось торговать лекарствами вне аптек. В правовой литературе XIX в. услуги врачей именовались умственными и включались в предмет договора личного найма .

1857г. ознаменовался принятием Врачебного устава, состоящего из трех книг: I. Учреждения врачебные, II. Устав Медицинской полиции, III. Устав Судебной медицины. Названный нормативно-правовой акт охватывал практически все общественные отношения в области медицины.

В результате революционных событий 1917г. Врачебный устав перестал действовать, и за весь период существования Советского государства на территории нашей страны кодификационный нормативно-правовой акт подобного уровня в области медицины принят не был.

В советский период времени медицинская помощь ассоциировалась с такими понятиями, гарантированными государством: — как общедоступность, бесплатность, квалифицированность . В 60-х годах прошлого столетия в отечественной цивилистике стали разграничиваться договоры оказания услуг и договоры на выполнение работ. Основу разграничения данных договоров составляет то обстоятельство, что обязательства по выполнению работ и обязательства по оказанию услуг опосредуют экономические отношения по оказанию услуг, но услуги имеют двоякий характер (материальные и нематериальные услуги), что обусловило разницу в их правовом регулировании [21] .

Стал преобладать взгляд, согласно которому услуги выполняют любые функции, связанные непосредственно или косвенно с удовлетворением потребностей членов общества. Круг этих отношений был широк, и происходили они преимущественно путем предоставления услуг, имеющих характер возмездности. Сюда включались и медицинское обслуживание. В целом критерием, определяющим границы обслуживания, принято было считать непроизводственную сферу [22] .

Стоит заметить, что в советский период, правовое регулирование здравоохранения в основном строилось именно на ведомственных нормативных актах. Как замечают, исследователи, к 1988 году в здравоохранении СССР насчитывалось более 5.000 различных ведомственных актов. Конечно, что это не является плюсом в регулировании здравоохранения, потому как нормативная «раздробленность» осложняет работу с материалом, увеличивает вероятность ошибок нормотворчества.

До 1990г. медицинская деятельность в Российской Федерации

регулировалась нормами Гражданского кодекса РСФСР, Уголовного кодекса РСФСР, некоторыми отраслевыми законами (Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении (1969г.), Законом РСФСР «О здравоохранении» (1971г.)) и подзаконными актами, а также приказами Министерства здравоохранения РСФСР и СССР.

В последующие годы появились новые медицинские проблемы, связанные с развитием генетики, трансплантологии, реаниматологии,

повышением технического уровня медицины, влияния экологии на здоровье человек и др. Кроме того, происходящие социально-экономические преобразования в стране в конце 80-х годов привели к необходимости принятия новых законов, с одной стороны, обеспечивающих правовую регламентацию всех видов медицинской деятельности в новых условиях, с другой — соответствующих международным нормам.

В начале 90-х гг. обсуждался вопрос о необходимости объединения норм о здравоохранении под единым актом — «медицинским кодексом» , но законодатель решил пойти другом путем.

В 1991г. Верховным Советом РСФСР было принято решение о том, что государственная бесплатная медицинская помощь перестает быть единственной формой реализации права граждан на охрану здоровья и ее будет дополнять «. развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование» . С этого момента медицинские услуги в России впервые после 1917 года официально на законодательном уровне признаются объектом гражданско-правового оборота. Ранее в Гражданском кодексе РСФСР не было прямого упоминания о медицинских услугах.

В 1993г. были приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан». В этом документе конкретизируются и развиваются статьи Конституции РФ, излагаются основные принципы охраны здоровья граждан, организации разных систем здравоохранения, гарантии осуществления медикосоциальной помощи, права граждан и отдельных групп населения в области охраны здоровья.

На первом этапе развития медицины, а именно, в X в.- начало XVII в., период правления Петра I и в XVIII в. — начало XIX в., медицинские услуги были неразвитыми в силу исторических реалий, складывающихся в

Декларации прав и свобод гражданина России Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991г. №1920.

государстве, но это были зачатки современного правового регулирования оказания медицинской помощи населению.

Развитие нового этапа законодательства в сфере здравоохранения связан с кардинальными изменениями в экономическом и социальном укладе страны, а также принятием ряда нормативных правовых актов, в том числе и в сфере оказания медицинских услуг.

Формирование медицинского права

Одной из отраслей российского права, обеспечивающих социальные права и устанавливающих гарантии на достойную жизнь граждан России, является медицинское право. Это комплексная отрасль права, поскольку вбирает в себя отдельные институты таких важнейших отраслей как гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право. Процесс становления медицинского права как самостоятельно отрасли не завершен и в настоящее время, поэтому, можно сказать, что данная отрасль находится в процессе формирования. Термин «медицинское право» появился в 1990-е гг., с принятием «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.).

Медицинское право — отрасль права, регулирующая отношения, возникающие по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи. Главными участниками правоотношений в медицинской сфере являются: пациент; медицинский персонал (в частности — лечащий врач); медицинское учреждение (ЛПУ, НИИ, медицинские институты и иные субъекты); страховые медицинские организации страховая медицинская организация; страхователи (страхователь); государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ). Кроме того, в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: органы, выдающие медицинским учреждениям разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензии и сертификаты); медицинские ассоциации; контролирующие организации (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и проч.), суды.

Становление медицинского законодательства в России насчитывает длительный период. Медицинская помощь в Древней Руси оказывалась посредством народной, монастырской и светской медицины.

Считалось, что представители народной медицины являлись преступниками против православной веры, в связи с чем, они преследовались и жестоко карались. Народная медицина основывалась на морально–этических нормах. Монастырская медицина регламентировалась «Церковным уставом» Владимира Святославовича (конец Х в.). Светская (городская) медицина, представлявшая вариант организации медицинской помощи, при котором врачевание осуществляли лекари – профессионалы, регламентировалась нормами первого свода писанного права – Русская правда (краткая, пространная и сокращенная редакции, датированные соответственно Х, ХI и ХV вв.).

В 1581 г. в целях государственного регулирования светской медицины был учрежден Аптекарский приказ, который поначалу исполняя роль придворного медицинского учреждения. В дальнейшем его деятельность приобрела большие масштабы — он ведал вопросами организации медицинского обеспечения; выдачи разрешений на право медицинской деятельности; обеспечения лекарственными средствами, подготовки медицинских кадров, организации военно-медицинской службы; врачебного освидетельствования.

Первым законом об охране здоровья граждан явился закон «О предосторожностях от скотского падежа и предохранения людей от болезней», появившийся 5 сентября 1640 г. В 1649 г. был принят еще один закон «О предосторожностях от мирового поветрия в Москве», согласно которому запрещался всякого рода контакт с государем, а именно: являться ко двору, сопровождать в походах, присылать записки и всякие дела тем чиновникам, у которых в домах «заразительная болезнь».

В связи с ростом военных потерь ранеными и больными в военных баталиях первой четверти XVIII в., возросла роль военно-медицинской службы, а так же увеличилось количество государственных и частных аптек. Вопросы организации здравоохранения требовали законодательного регулирования. Нормативными правовыми актами, определявшими деятельность в сфере охраны здоровья были: Артикул воинский (1915 г.). Воинский Устав (1716 г.) и Морской Устав (1720 г.). 6 артикул «О содержании больных» включал вопросы противоэпидемической помощи и приказ немедленно перевозить их на госпитальных кораблях (гл.2, кн. 1). В главе 34 Воинского Устава «О полевом лазарете (или шпитале)» была изложена правовая регламентация деятельности госпиталей.

Указ от 14 августа 1721 г. «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о Бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям» носил комплексный характер и был посвящен регулированию целого ряда направлений медицинской деятельности. Наибольшую важность он имел в связи с разделом, связанным с осуществлением надзора со стороны органов управления медицинским делом за функционированием госпиталей – медицинских организаций того времени. Госпиталя, в соответствии с указом, должны быть под надзором (в смотрении) органа управления медициной (Медицинской канцелярии, в дальнейшем Медицинской коллегии), что обеспечивало централизованность, а также единые требования и подходы к диагностике, лечению заболеваний и организации медицинской помощи в различных лечебных учреждениях.

Так, вначале XVIII в. открылась сеть госпиталей, представляющих собой первые медицинские центры, где кроме лечебной деятельности осуществлялись обучение кадров, экспертиза пациентов, медицинское обеспечение посредством увеличившегося числа аптек.

Знаменательным событиям, вошедшим в историю развития правосубъектности медицинских организаций России, было появление в 1735 г. Указа «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей». Благодаря этому документу, сформировалась адекватная экспертиза не способных к службе, служба медицинского обеспечения, определялся круг обязанностей и организационно-правовая структура всех звеньев лечебной деятельности: подлекарей, лекарей, начальника медицинской части госпиталя (Главного Лекаря) начальника госпиталя (Главного Доктора). Их подчиненность Медицинской канцелярии, подтверждалась необходимостью предоставления донесений о деятельности госпиталя и результатах освидетельствования больных.

На основании Указа от 12 ноября 1763 г. «Об учреждении Коллегии Медицинского Факультета с разделением на два Департамента и о бытии оной в особливом ведении Ея Императорского Величества», Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию, а в начале ХIХ в. в — Медицинский департамент, и перешла в ведение Министерства внутренних дел.

Вопросы правового положения врачей, аптек, санитарной полиции, вопросы судебной медицины регулировались Сводом Учреждений и Уставов врачебных по гражданской части. Врачебный устав входил в Свод Законов Российской империи (редакция 1857 г.) и подразделял больницы на три группы: обычные больницы (госпиталя), дома для неизлечимо больных и больницы для оказания психиатрической помощи.

Во второй половине ХIХ в. происходило развитие социальных программ и «медицины приказов общественного призрения». Законодательной основой деятельности медицинских учреждений приказов общественного призрения был Устав 1892 г. «О больницах», в котором определялась организационно-правовая структура и подчиненность больниц медицинскому департаменту Министерства внутренних дел. В Уставе определялись категории больных подлежащих лечению в таких больницах — бедные, многодетные и неимущие, чей достаток был менее 300 рублей в год, а так же имущие больные, последних принимали при наличии мест и за небольшую плату (ст. 199).

Земская реформа 1864 г. оказала серьезное влияние на развитие медицины в Российской империи. Согласно «Положению о земских учреждениях», на них возлагалось «попечение в пределах, законом определенных и преимущественно в хозяйственном отношении, о народном здравии». Однако закон обязывал земства не только содержать переданные им учреждения бывших приказов общественного призрения, но и принимать меры к организации оспопрививания. Точной регламентации обязанностей земств по оказанию врачебной помощи сельскому населению не существовало. Среди многих земских деятелей было распространено мнение, что «доктор это барский лекарь, фельдшер — мужицкий». Земства сыграли огромную роль в развитии медицинского дела в России. Сфера деятельности земской медицины включала: оказание помощи сельскому населению в губерниях и уездах; родовспоможение; борьбу с заразными заболеваниями, особенно с сифилисом и оспой (оспопрививание); санитарный надзор и практические санитарные мероприятия; санитарную статистику; распространение гигиенических знаний; заботу о положении врачебного персонала в земствах. Развитие санитарного направления в земской медицине обусловило введение в ряде губерний должностей санитарных врачей, а также земских санитарных бюро. Важным делом земской медицины была санитарно-просветительная работа. Известно, что земские врачи поддерживали деятельность Комиссии по распространению гигиенических знаний при Пироговском обществе.

На базе земской медицина в 1870-е гг. возникло понятие «общественная медицина», которое включало в себя три раздела: а) общественную гигиену и медицинскую полицию, медицинскую географию и статистику; б) судебную медицину вообще; в) эпизоотии и ветеринарную полицию».

Временное правительство, не уделяя должного внимание социальным проблемам, все же принимает решение о создании в апреле 1917 г. Центрального врачебно-санитарного совета, в котором руководящую роль играли представители земской медицины. Чрезвычайный Пироговский съезд (1917 г.) в своей резолюции по вопросу «об основах санитарно-врачебного строя в освобожденной России» провел идею о минимальном вмешательстве правительственных органов в медицинско-санитарное дело и передачи его целиком в руки местных организаций.

В условиях становления советской государственности происходила глобальная централизация во всех сферах российского общества, этот процесс отразился и на организации медицинского дела. После октябрьских событий 1917 г. был создан медико-санитарный отдел при Петроградском военно-революционном комитете. 24 января 1918 г. декретом Совета Народных Комиссаров был образован Совет Врачебных коллегий, на который возлагались функции «высшего медицинского органа Рабочего и Крестьянского правительства».

18 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о Народном комиссариате здравоохранения», которым определялся круг стоящих перед ним государственных задач: разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела; наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие мер к неуклонному их выполнению; издание общеобязательных для всех учреждений и граждан Российской Социалистической Федеративной Республики распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела; содействие всем учреждениям Советской республики в осуществлении медико-санитарных задач; организация и заведование центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера; финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений; объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов депутатов.

Таким образом, была закреплена жесткая централизация управления здравоохранением страны. В условиях первых лет советской власти эта система, с одной стороны, обеспечивала необходимые для того времени потребности в оказании медицинской помощи населению. Бесплатность и льготы здравоохранения сделали сеть больниц и амбулаторий (ныне — поликлиники) доступными широким народным массам. С другой стороны, централизация управления здравоохранением, возведенная в абсолютный принцип, вместе с уже вступавшим тогда в силу остаточным финансированием здравоохранения, закладывали элементы несбалансированного развития системы здравоохранения.

В июле 1936 г. Постановлением ЦИК и Совета Народных Комиссаров СССР был создан Народный комиссариат здравоохранения СССР (15 марта 1946 г. преобразованный в министерство Здравоохранения СССР).

Правовой статус лечебно-профилактических учреждений Союза ССР был закреплен в Положении об управлении городских больниц Наркомздрава СССР от 4 февраля 1939 г. Основу его составляла правовая регламентация деятельности больниц в городах, посёлках городского типа, рабочих поселках всех республик. В целом, здравоохранение в СССР являлась практически закрытой системой: регулирование осуществлялось посредством служебных актов, и было скрыто как от пациентов, так и от врачей. Государственный характер был основным принципом советского здравоохранения. Его основными чертами являлись централизация управления, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения, предоставлении бесплатной и общедоступной медицинской помощи всему населению страны.

Важным шагом на пути формирования медицинского законодательства были закон СССР утвердивший «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» (декабрь 1969 г.), а также закон РСФСР «О здравоохранении» (июль 1971 г.). Основы законодательства фиксировали, что главной задачей являлось «регулирование общественные отношения в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, здоровья, высокого уровня трудоспособности и долголетней активной жизни граждан; предупреждения и снижения заболеваемости, дальнейшего сокращения инвалидности и снижения смертности; устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье граждан».

Однако в течение десятилетий в области охраны здоровья населения РСФСР указанные законодательные акты действовали только «на бумаге», реально система здравоохранения работала по инструкциям и приказам Министерства здравоохранения СССР. Проблемы недофинансирования, привели к приобщению медицинских учреждений к деятельности (несмотря на их некоммерческую природу), направленной на извлечение прибыли и получение дохода. 26 июня 1980 г. было принято «Положение о внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете». В связи с этим, медицинским учреждениям, как и иным бюджетным предприятиям и организациям, разрешалось зарабатывать деньги путем реализации своей продукции, выполнения работ, оказания услуг, сдачи в аренду временно не используемых помещений.

Первые законодательное закрепление разделения организаций на коммерческие и некоммерческие было осуществлено в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. (ст. 18). Однако применение Основ на территории РФ было возможным только с 3 августа 1992 г. к тем гражданским правоотношениям, которые возникли после этой даты, что было связано с распадом СССР. Поэтому официальной датой рождения некоммерческих организаций следует считать 3 августа 1992 г.

С 1990 гг. в России начался период радикальных социальных и экономических реформ, которые не могли не затронуть и систему здравоохранения. В медицинской практике, осуществлявшейся ранее только на основании плана, принципа единоначалия и финансировавшейся только из госбюджета, появились первые учреждения частной системы здравоохранения, платные медицинские услуги, обязательное медицинское страхование. Началась приватизация аптечных организаций, государственные лечебно-профилактические учреждения стали работать в условиях становления рыночной и снижения общих размеров бюджетного финансирования здравоохранения и всей социальной сферы.

Децентрализация управления, разделение единой системы здравоохранения на государственную, муниципальную и частную потребовали четкой правовой регламентации медицинской деятельности и организации работы органов и учреждений здравоохранения, в связи с чем, и появляется необходимость в такой комплексной отрасли как медицинское право. Значительно повлиял на этот процесс и резкий рост информированности общества о международном опыте правового регулирования сферы здравоохранения и правах человека. Начинается разработка фундаментальные законы, определивших на многие годы стратегию развития национального здравоохранения.

Базовым нормативным правовым актом медицинского права в современной России являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденные Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. В течение 1990-х и первого десятилетия XXI в. в документ вносились многочисленные изменения и дополнения.

Основы провозглашали: наличие в системе здравоохранения государственной, муниципальной, ведомственной, частной медицины; гарантии медицинской помощи в виде обязательного и добровольного медицинское страхования); возможность платных медицинских услуг. Регулирование здравоохранения могло производиться только на основе права. Контроль должен был осуществляться государственным органам (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ), медицинскими ассоциациями, специальными организациями, общественными организациями, отдельными гражданами. Процесс оказания медицинской помощи стал более прозрачен, а, защита прав граждан в сфере здравоохранения — более реальна.

Закон установил правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан. К основным принципам охраны здоровья граждан были отнесены: соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечения, связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Одним из приоритетных направлений медицинского права в современной России является регулирование медицинского страхования. Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» с 1 января 2011 г. утратил свою силу. С этого же дня вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Он регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и его участников, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Положения нового Закона существенным образом изменяют систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам России.

Перспективными направлениями в развитии медицинского права является регулирование организации качественной и доступной медицинской помощи; обеспечения достойного материального положения медицинского персонала и медицинских учреждений; системы здравоохранения; эффективной работы системы медицинского страхования; введения единых стандартов качества медицинской помощи. Все это направлено на обеспечение достойной жизни граждан России.

Таким образом, в 1990-е гг. происходит становление новой комплексной отрасли медицинского права, что способствует значительному совершенствованию системы российского здравоохранения

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, sci-book.com, studopedia.ru.

»

Это интересно:  Может ли недееспособный гражданин составить завещание 2019 год
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
Название: Краткая история законодательства, регулирующего деятельность медицинских работников
Раздел: Рефераты по медицине
Тип: реферат Добавлен 12:39:48 17 июня 2011 Похожие работы
Просмотров: 6790 Комментариев: 0 Оценило: 1 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать